Мировая экономика с конца XX века вступила в эпоху инновационного развития, и наша страна также находится в зоне действия этого современного тренда. Переживаемые в России в последние годы экономические трудности в значительной степени связаны с трудностями перехода к инновационной модели, но в то же время преодоление этих проблем в решающей мере зависит от того, как быстро и решительно отечественные компании при поддержке государства смогут начать полномасштабно применять современные схемы бизнеса.
Именно такими основными тезисами характеризуются ключевые выводы исследования McKinsey & Company «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста». Говоря о возможности реализации имеющегося у нашей страны потенциала экономического развития, руководитель этого проекта управляющий партнер консалтинговой компании по России и СНГ Виталий Клинцов отметил, что в отечественной экономике имеется целый ряд отраслей (нефтегазовая, энергетика, металлургия), перспективных с точки зрения развития инноваций, в том числе имеющих хорошие возможности в плане наличия крупных инвестиций и масштабных рынков сбыта. Именно они могут стать локомотивами внедрения прорывных технологий и национальными центрами инноваций, однако при этом нужно иметь в виду, что возросшие частота и скорость появления новых продуктов и технологий требуют от них кардинальной смены подходов к работе и выделения принципиального иного объема ресурсов на инновационное развитие.
Как показал проведенный в рамках исследования опрос представителей российского бизнеса, большинство руководителей отечественных предприятий согласны с тем, что инновации являются важнейшим фактором успеха. Так 84% из них уверены, что инновации являются важной частью стратегии развития, и 88% считают, что существующие бизнес-модели в их отрасли находятся под угрозой. В то же время лишь немногие респонденты (6%) удовлетворены состоянием «инновационной ситуации» в своих организациях.
Важную роль в реализации стратегии инновационного развития экономики может играть государство. Работа тут должна идти сразу в нескольких направлениях: пропаганда инноваций и предпринимательства, организация площадок для сотрудничества и диалога крупного бизнеса, стартапов и представителей науки, определение приоритетных направлений и рыночных ниш, создание благоприятного климата для внедрения инноваций, а также более активное вовлечение в системную работу над инновациями крупных государственных компаний.