На состоявшейся в начале июля в Аналитическом центре при Правительстве РФ конференции «Цифровая экономика: прорыв в будущее» отдельная панельная дискуссия была посвящена созданию по поручению правительства национальной системы управления данными (НСУД) с учётом мероприятий, предусмотренных программой «Цифровая экономика Российской Федерации». По словам директора Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Владислава Федулова, она призвана повысить достоверность, актуальность и качество данных, используемых в государственных ИС.
В этой связи исполняющий обязанности руководителя Аналитического центра Владислав Онищенко выразил удивление, что мы беремся за сложную задачу построения цифровой экономики, не решив простую проблему с качеством данных. Последующее обсуждение показало, что обе эти задачи могут решаться только совместно: без повсеместной цифровизации данные будут собираться по старинке, их будет трудно согласовать и контролировать. По мнению заместителя руководителя Федерального казначейства Александра Албычева, данные для наполнения НСУД должны браться непосредственно из оцифрованных бизнес-процессов, а не вводиться вручную. Впрочем, директор департамента развития электронного правительства Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Владимир Авербах выразил сомнение, что все ведомства так уж легко согласятся раскрыть и модифицировать в нужном направлении свои бизнес-процессы. Необходимо постоянно анализировать качество данных и на этой основе поддерживать обратную связь с поставщиками и потребителями информации.
Как рассказал Владислав Федулов, к достоверности официальных данных, предоставляемых Росстатом, претензий нет. Но они выдаются с большой задержкой и не отражают реальной жизни в полной мере. Вследствие этого ведомства стали создавать свои собственные источники данных, в какой-то мере дублирующие, а иногда и противоречащие друг другу. Кроме того, на поддержку подобных ведомственных источников уходят немалые деньги. Новая НСУД должна иметь федеральный характер, но информация в нее будет поступать из региональных источников, а следовательно единые методики по работе с данными должны применяться в госорганах на всех уровнях.
Свои данные в НСУД будут передавать и коммерческие компании. Но как справедливо заметил заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов, они же станут и потребителями информации из НСУД. С целью повышения конкурентоспособности нашего бизнеса следует сделать так, чтобы эти данные были доступны компаниям любого масштаба, включая СМБ, и не монополизировались отдельными игроками. Владислав Федулов призвал продумать, в какой мере государство готово отдавать бизнесу свою информацию с учетом существующей нормативной базы и закона о персональных данных, гарантирующих коммерческую безопасность и защиту граждан. Операционный директор «МегаФона» Анна Серебряникова призвала разделить две задачи: использование НСУД для государственных нужд и для ведения бизнеса. Решать их нужно по разному, но при этом необходимо обеспечить высокий уровень межведомственного взаимодействия государства и бизнеса.
Говоря о важности качества государственных данных для бизнеса, Савва Шипов напомнил, что контрольно-надзорная деятельность в России теперь будет основываться не на формальных критериях, а на рисках и связанных с ними масштабах потенциального ущерба. А расчет рисков базируется на официальных данных и их недостоверность чревата как существенным ущербом, так и необоснованным давлением на бизнес.
Важная тема — юридическая значимость данных в НСУД и документах, формируемых на ее основе. Савва Шипов настаивает на том, что все обращения к ним и операции над ними должны заноситься в специальный реестр, что позволит предоставлять данные для оказания тех или иных услуг без письменных обращений людей и организаций. Сегодня же у нас по-прежнему юридическое значение имеют только бумажные документы. По словам Владимира Авербаха, в настоящее время на портале госуслуг можно получить справку о судимости, заверенную квалифицированной электронной подписью МВД, но как эту справку кадровой службе хранить, учитывать и предоставлять контролирующим органам пока не очень понятно.
Формирование единой нормативно-справочной информации (НСИ), классификаторов, мастер-данных — нелегкая задача даже для отдельной компании, но гораздо сложнее она для информационной системы государственного масштаба. Попытки решить ее предпринимаются давно, но сделать еще предстоит немало. По словам заместителя генерального директора «Почты России» по ИТ Сергея Емельченкова, такова ситуация с БД адресов в России: в нужном качестве подобных данных нет ни в одной организации в нашей стране.
Работы по созданию НСИ планируются в Минэкономразвития и в Минфине. Директор департамента ИТ в сфере управления государственными и муниципальными финансами Минфина Елена Чернякова сообщила, что в министерстве подготовлен законопроект «О систематизации и гармонизации информации в РФ», предусматривающий создание федеральной государственной информационной системы «Единая нормативно-справочная информация». Под систематизацией понимаются правила формирования информационных ресурсов с четкими взаимосвязями с использованием понятия первичных, производных и эталонных данных, а под гармонизацией — способы внедрения указанных правил в реальную практику.
Проект по созданию НСУД находится на самой ранней стадии: еще не определено кто и как будет собирать данные, кто и как их сможет использовать, насколько велики будут объемы данных и какова в них будет доля структурированных и неструктурированных компонентов. Предполагается, что завершен проект будет к 2025 г.