Но есть и оптимисты, считающие свои компании успешными

Хотите стать успешной компанией? Если да, то некоторые рекомендации на этот счет можно почерпнуть из обнародованных в августе итогов исследования «Альфа-Банка» и Международного исследовательского центра MARC «Пульс малого бизнеса». Респондентами данного исследования стали 3114 клиентов «Альфа-Банка» (юридические лица и индивидуальные предприниматели с выручкой до 350 млн. руб. в год) из различный отраслей, включая оптовую и розничную торговлю, маркетинг/консалтинг и бизнес-услуги, компьютеры и ИТ.

Подобные исследования проводятся два раза в год, начиная с июня 2015 г. При этом для отдельных отраслей вычисляются так называемые «Индексы настроений», которые могут находиться в пределах от −100 до +100 единиц. Положительные значения индекса показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными; отрицательные значения характеризуют преимущественно негативные настроения.

В данном исследовании «Индекс настроения» считается финальным. Он является средним арифметическим четырех промежуточных индексов: «Индекса текущей ситуации» (показывает восприятие существующей экономической ситуации в стране и отрасли), «Индекса бизнес-ожиданий» (показывает ожидания целевой аудитории о том, как будет развиваться ситуация в стране и отрасли в следующие шесть месяцев), «Индекса состояния компании» (показывает оценку положения дел в компании в ближайший прошедший период, включая прибыль, выручку, количество клиентов, средний чек, планируемые кадровые изменения, влияние санкций) и «Индекса ожиданий по компании» (характеризует прогнозы представителей малого бизнеса по тому, как будут развиваться их компании в следующие шесть месяцев).

Нынешнее исследование, среди прочего, выявило много тревожных ноток: «Представители ИТ-индустрии стали более сдержанными в прогнозах... ИТ-компании на протяжении трех лет чувствовали себя увереннее, чем представители других отраслей, но в июне 2018 г. стали более негативными в оценках... Предприниматели стали чаще говорить о снижении количества клиентов и частоты покупок, что повлекло падение прибыли и выручки. Поэтому по-прежнему первоочередными задачами для малого бизнеса являются привлечение клиентов и увеличение прибыльности предприятия... Владельцы малого бизнеса страдают от недостатка квалифицированных кадров, особенно в сферах ИТ- и бизнес-услуг. Поэтому они больше настроены на выращивание специалистов и чаще говорят об инвестициях в развитие персонала (63%), чем о повышении зарплат (10%) или увеличении штата (25%)... По сравнению с ноябрем 2017 г. компании больше настроены на ухудшение экономической ситуации и чаще прогнозируют спад покупательской способности населения. Негативные настроения подстегивает ожидаемый рост цен из-за анонсируемого повышения НДС с 18 до 20%...»

Впрочем, в летнем «Пульсе» есть и хорошие для ИТ-рынка новости: «Доля компаний, которые инвестируют средства в автоматизацию бизнес-процессов и цифровые технологии, стабильна. При этом мобильный банк в малом бизнесе становится обычным инструментом управления бизнесом — банковскими приложениями пользуется уже 58% опрошенных. За последние два года этот показатель вырос на 15 процентных пунктов. Также предприниматели все чаще говорят об использовании онлайн-бухгалтерии, облачных АТС и о переходе на онлайн-кассы...»

Интересно отметить, что лишь 22% респондентов упомянутого исследования считают свой бизнес успешным. Из итогов летнего «Пульса» следует, что среди тех, кто считает свой бизнес успешным, больше компаний:

  • срок работы которых свыше пяти лет;
  • со штатом сотрудников более 15 человек;
  • инвестирующих в развитие сотрудников;
  • деятельность которых связана с экспортом.

Впрочем, и так понятно, что если в персонал регулярно не вкладываться, то много пользы от него не получишь... Ведь не все сотрудники (даже так называемые ключевые) имеют привычку и возможность хотя бы час в день посвящать собственному профессиональному саморазвитию. А период полураспада знаний, как утверждают некоторые эксперты, стремительно сокращается и в настоящее время измеряется месяцами или даже неделями. Иными словами, те знания и умения, на которые был высокий спрос ещё вчера, cегодня могут оказаться никому не нужными.