Инициативы в области цифровой трансформации набирают обороты, и для ИТ-отделов пришло время эффективно автоматизировать внутренние процессы. Те компании, которым это не удастся, могут остаться за бортом современных цифровых преобразований — таковы выводы исследования, которые обсуждает портал ComputerWeekly.
По данным исследовательской компании Hackett Group, ИТ-отделы мирового уровня, которые смогли автоматизировать внутренние бизнес-процессы, приносят своим компаниям существенную экономию времени и финансов. Одним из инструментов, который помогает достичь этого результата, является роботизация бизнес-процессов (Robotic process automation, RPA). Исследователи подсчитали, что внедрение самых передовых технологий RPA позволяет компаниям с доходом в 10 млрд. долл. сэкономить ежегодно 41 млн. долл., которые можно перераспределить для финансирования цифровой трансформации и других перспективных проектов.
С технической точки зрения RPA — это технология, позволяющая организациям конфигурировать программное обеспечение (программных роботов) на исполнение повторяемых, рутинных операций на уровне пользовательского интерфейса. Программные роботы выполняют заданные операции так же, как это делают люди, получая, сортируя, обрабатывая данные и выполняя с ними определенные действия, не изменяя ИТ-ландшафт организации.
В отчете говорится, что самые активные в плане внедрения новых технологий ИТ-отделы уделяют больше внимания облакам. По сравнению с «обычными» службами ИТ, их затраты на поддержку облачной инфраструктуры (SaaS, PaaS и IaaS) на 15% больше. Hackett Group утверждает, что развертывание новых приложений однозначно должно быть нацелено на облако (cloud-first), тогда как платформенная разработка должна иметь прицел на мобильные устройства (mobile-first).
Качество работы ИТ-отделов измеряется снижением операционных расходов. Проанализировав эксплуатационные затраты на ИТ, исследователи пришли к выводу, что наиболее успешные компании тратят на управление ИТ-инфраструктурой на 51% меньше, чем предприятия, которым не удалось в достаточной мере акклиматизироваться к современным тенденциям в ИТ. Первые на тратят 43% меньше на поддержку пользователей и на 25% меньше на техобслуживание приложений — эти цифры Hackett Group добыла, отталкиваясь от стоимости предоставления ИТ-услуг пользователям. RPA может еще больше повысить эффективность ИТ-услуг, но пока что технология роботизации проникает в ИТ слишком медленно.
Старший директор и консультант по ИТ Hackett Group Рик Пасторе считает, что ИТ-отделы подошли к переломному моменту. «Как ожидается, ИТ-службы подведут компании к цифровым преобразованиям, но вначале трансформироваться нужно им самим — это превратит их в актуальные и действенные единицы, ответственные за предоставление цифровых услуг конечным пользователям. Несмотря на то, что в ИТ всегда был определенный уровень автоматизации, RPA проникает в эту сферу медленнее, чем в финансовую область», — отметил он.
ИТ-службы многих компаний ответственно подошли к работе по переводу своих компаний на цифровые рельсы, но сами они хромают, полагает эксперт. Единственное исключение — постановка работы по методологии Agile, где ИТ-департаменты преуспели, но вскоре они добьются успеха и в иных направлениях, поскольку в этом году 30% всех ИТ-проектов направлены на совершенствование работы самих ИТ-служб.
Одним из ключевых показателей, который позволяет оценить эффективность ИТ-отдела, является его способность сократить итеративный цикл разработки ПО для создания «минимально жизнеспособного продукта» с двенадцати до менее чем трех месяцев. По словам Пасторе, пока что не так много компаний могут похвастаться такими возможностями, но улучшить их они смогут при помощи RPA.
В настоящее время предприятия оценивают те процессы и стандартные функции, которые можно передать RPA. Согласно Hackett Group, в течении двух-трех лет к внедрению RPA (в полной мере или частично) приступит 53% компаний из числа опрошенных. 67% готовятся к внедрению в ИТ-инфраструктуру голосовых ассистентов и технологий ИИ, включая машинное обучение, обработку естественного языка и речи, экспертные системы и дополненную реальность. Что касается других сфер применения RPA, то она может хорошо справляться с инициализацией/деинициализацией пользователей, обработкой файлов и папок, конфигурированием и коррекцией ошибок в сети и операционной системе, а также может применяться для тестирования и управления приложениями.
Пасторе считает, что RPA в сочетании с ИИ и передовой аналитикой является мощным инструментом автоматизации, который автоматизирует все более сложные задачи: «Сложные инструменты типа ИИ и аналитики можно применять для отфильтровывания ошибок, написания шаблонов и направить по их следам RPA. Речь о том, чтобы сделать RPA умнее за счет ИИ». Взяв на себя часть однообразных или повторяющихся операций, она освободит работников для выполнения более сложной работы, приносящей реальную ценность бизнесу. Таким образом, RPA можно рассматривать как естественный источник распределения рабочей силы, отметил эксперт.
Исследование Hackett Group показало, что масштаб развертывания RPA превысил самые смелые ожидания рыночных аналитиков, и это неслучайно: взвешенный подход к RPA высвобождает финансовый капитал и человеческие резервы, которые затем необходимо реинвестировать для улучшения базовых систем. Пасторе полагает, что предоставление услуг ИТ-провайдерами по модели RPA должно быть прозрачным, показывая, как эта технология справляется с трудоемкими процессами. Руководитель консультационного отдела ИТ-аутсорсинга Hackett Group Тони Адамс добавил, что если предприятие передает один или несколько своих сервисов на обслуживание RPA-провайдеру, то нужно убедиться в том, насколько творчески он принимается за аутсорсинг и оценить его конкурентоспособность.