Наступил момент, когда цифровая трансформация начала движение от «просто еще одной технологии» к весомому средству, преобразующему ИТ в частности и бизнес в целом. Как отмечает портал TechRepublic, это хорошо осознают как высшие руководители предприятий, так и ИТ-сотрудники. Последних это особенно касается — проекты в области цифровизации как никакие другие позволяют задействовать технологии для решения комплексных задач и достижения бизнес-целей. Однако с учетом того, что цифровая трансформация направлена на оптимизацию ИТ-процессов, возникает ситуация, когда многие критически важные навыки, необходимые инженерам для управления текущими процессами, быстро устаревают. Это ставит их перед необходимостью обновления своих знаний.
Управляющий вице-президент исследовательской группы Gartner по разработке стратегий в области прикладных платформ Эрик Книп считает, что ИТ-специалистам не следует фокусироваться исключительно на глубоком овладении конкретными технологиями — они все время сменяют одна другую, — а лучше всего выстраивать свою карьеру, выдерживая баланс между ними. «Для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице, только одних базовых технических навыков недостаточно — они должны служить базисом для накопления бизнес-экспертизы и более глубокого понимания своей роли», — сказал он.
Книп выделил три перспективных области ИТ, в которых могут попытать свои силы как уже состоявшиеся профессионалы, так и новички в ИТ.
BI-платформы и аналитика
Масштаб накопленных человечеством данных огромен и продолжает расти, и здесь возникает дилемма, как их интерпретировать для эффективного применения в бизнесе. Обладая пониманием того, как данные формируются, и главное — кто и как их потребляет, предприятие может улучшить качество услуг и пользовательский опыт, но, разумеется, достичь этого не просто. Один из путей — обратиться за помощью к специализированным компаниям, которые занимаются изучением пользовательских предпочтений в онлайне. Такие компании помогают заказчикам разработать стратегии по увлечению и удержанию клиентской аудитории.
По словам Книпа, наем аналитиков — это дорогостоящая процедура, многим она не по карману. В этом случае типичные рассуждения выглядят следующим образом: «Мы не можем себе позволить нанять специалистов, которые раскроют ценность наших данных, поэтому мы прибегнем к помощи аналитических технологий и технологий машинного обучения, применяющихся в клиентоориентированных средах».
«Машинное обучение подстегнуло появление новой волны BI-платформ и аналитики, а вместе с ними и специалистов, которые умеют с ними работать. При этом одни специалисты могут похвастаться углубленными познаниями в науке о данных, другие — имеют навыки программирования, понимают статистику данных. Это наглядный пример того, когда ИТ привлекают знания из других сфер деятельности», — отметил Книп.
Облачные службы и решения
Инфраструктура и операции (I&O) — это та область ИТ, интерес к которой снижается и, соответственно, сокращаются затраты на ее поддержку. По данным Gartner, 30% организаций сокращают издержки именно за счет I&O, переводя сэкономленные средства на счета облачных провайдеров. Число компаний, которые делегируют им полномочия по поддержке инфраструктуры, с каждым годом растет, и этот процесс необратимый. Одним из основных драйверов роста доли облачных сервисов в бизнесе являются SaaS-решения, и это те решения, которые должны привлекать молодых специалистов, считает Книп.
«Софт — это одна из слагаемых, которые приносят бизнесу фактические результаты. В результате мы стали очевидцами массовых внедрений SaaS. Что это значит для технического специалиста, который решил связать с ИТ годы своей жизни? Это значит, что ему нужно стать экспертом по интеграции SaaS. Это большая, просто громадная часть пути, который нужно пройти, чтобы стать экспертом в облачных сервисах и решениях», — считает Книп.
Цифровой маркетинг
Как и бизнес-аналитика, цифровой маркетинг рассчитан на то, чтобы улучшать пользовательский опыт клиента. «Весь цифровой бизнес построен на том, что каждый объект, с которым мы взаимодействуем в физическом мире, в конечном итоге получит цифровой аналог для виртуального взаимодействия. В проекции на бизнес это значит, что ему нужно сделать все возможное, чтобы клиент оказался в центре внимания», — полагает Книп.
Как это сделать успешно? «Для этого нужно адаптировать свои возможности с пожеланиями клиента, отталкиваясь от собственного понимания его потребностей. И здесь на передний план выходит аналитика, которая позволяет прогнозировать запросы клиентов, упреждать его действия», — отметил он. ИТ-специалисты, обладающие знаниями как в области бизнес-аналитики, так и цифрового маркетинга, — это желанная находка для компаний, поскольку они обладают пониманием технологии, клиента и конечных целей.
«Как правило, за созданием последовательного, гибкого пользовательского опыта скрываются гигантские объемы проектировочных работ, в т. ч. в области дизайна клиентских интерфейсов, разработки современных веб- и мобильных приложений. А теперь прибавьте к этому, что все эти работы пересекаются со множеством API различных поставщиков SaaS, которые предстоит связать и обеспечить их бесшовную работу», — сказал Книп.