Компания ScrumTrek, специализирующаяся на внедрении agile-подходов, провела очередное ежегодное масштабное исследование о востребованности и особенностях внедрения гибких методологий управления в России и представила его на конференции Agile Business Conference 2018. В этом году фокусом исследования стал вопрос «Насколько успешны agile-трансформации в России?».

В новом исследовании приняли участие 1228 человек из более чем полусотни городов: больше всего людей из Москвы (54 %), Санкт-Петербурга (17 %), Новосибирска и Екатеринбурга (по 3 %). Распределение по отраслям выглядит следующим образом: 35 % — IT, 21 % — финансы, 7 % — телекоммуникации, 16 % — компании, бизнес которых никак не связан с информационными технологиями. Участники отвечали на вопросы в электронной анкете. Участие в опросе максимально конфиденциально. Идентификация идёт по ответам на вопросы: город, размер компании, отрасль, опыт в Agile в количестве лет практики самого участника и компании в целом, этап трансформации компании и т.п.

В ходе своего исследования компания ScrumTrek в частности изучала, какие роли в задействованных компаниях вовлечены в agile-трансформации: на первом месте — менеджеры проектов (22 %): больше всего из IT (26 % участников из компаний, работающих в области информационных технологий), меньше всего — в финансах (16 % участников из этой отрасли); на втором месте — новые роли в компаниях, изменивших свою структуру под agile: scrum-мастера (11 %), владельцы продуктов (7 %) и agile-коучи (6%) — больше всего в финансах (49 % участников из этой отрасли).

В телекоммуникационном секторе, по сравнению с остальными отраслями, вовлеченность топ-менеджмента в несколько раз ниже. Также интересно отметить, что за прошедший год в крупных компаниях значительно — на 466 % — выросла вовлеченность среднего менеджмента.

Отвечая на вопрос «Какие цели ставят компании и чего достигают в результате трансформации?», компания ScrumTrek выяснила, что результаты трансформации не всегда совпадают с ожиданиями. IT-компании увереннее остальных достигают своих целей, а в телекоммуникационном секторе расхождение целей и достижений сильнее всего. Для компаний из финансовой отрасли ключевая цель — согласованность бизнеса и IT, и она успешно достигается.

Повышение мотивации сотрудников неожиданно и гарантированно работает во всех отраслях, и во всех же отраслях ожидания по повышению качества продуктов не оправдываются на 20–30 %. Что касается отдельных отраслей, то стоит отметить, что в телеком-секторе неожиданно и гарантированно выстреливает упрощение управления распределенными командами.

В то же время вне зависимости от опыта в Agile компании успешно достигают следующие цели: улучшение прозрачности ведения проектов и повышение мотивации команд. Остальные цели «начинающие» компании достигают примерно в 2 раза реже, чем «зрелые». Интерпретация данных показывает, что с ростом опыта в применении гибких методологий компании начинают ставить иные цели: в зрелых с точки зрения agile компаниях на 48 % чаще целью становится повышение качества продуктов, на 56 % — повышение предсказуемости поставок, на 111 % — улучшение инженерной культуры.

Большинство компаний проводит трансформацию не менее 3 лет, при этом пилотирование занимает не менее 1 года.

Компании, занятые в финансовом секторе, больше остальных страдают от сложившейся корпоративной культуры и внешнего регулирования, а компании, работающие в телекоммуникационной отрасли, больше остальных говорят о низкой вовлеченности бизнеса.

По трём главным факторам, на которых фокусируются компании на разных этапах внедрения Agile, заметно, что с ростом зрелости меняется культура. Когда трансформация проводится в один год, важными составляющими являются обязательный «пинок сверху», общий для всех agile-фреймворк и его автоматизация в системе управления проектами. По прошествии двух-трёх лет в число трёх главных факторов попадает внимание на наличие поддержки Agile «снизу». Кроме того, на этом этапе уже необязательно всем «бежать строем» по единому Agile-фреймворку, однако полная прозрачность, обеспечиваемая системой управления проектами, все равно остается важным фактором.

По прошествии трёх и более лет с момента внедрения гибких методологий «верхи» уже не «топают», а непосредственно вовлекаются в процесс; основным фокусом является вовлеченность «низов» (выше всего по отраслям — в IT, по размеру бизнеса — в крупном); организация отказывается от готового единого Agile-фреймворка и вырабатывает свой собственный.

Отвечая на вопрос «У кого получается лучше всего?», компания ScrumTrek выяснила, что 39 % участников исследования из Москвы работают в зрелых с точки зрения Agile компаниях, а по Санкт-Петербургу этот показатель значительно выше — 72 %.