Применение устаревших ИТ-систем тяжким бременем ложится на плечи и без того перегруженных работой технических департаментов, однако они не собираются от них отказываться. Об этом говорится в недавнем исследовании, проведенном McKinsey и британской бизнес-школой Henley, пишет портал ComputerWeekly.
Преподаватель теории корпоративных архитектур, профессор Henley Шарм Манвани говорит, что корпоративные системы становятся все более перегруженными: устаревшие бэк-офисные системы дополняются современными системами для электронной коммерции, цифровыми и облачными платформами, а также IoT-решениями.
Манвани, ранее работавший на должности CIO в таких компаниях, как Diageo и Electrolux, добавил: «Компании не выводят из строя ни бэк-офисные системы, ни системы обслуживания клиентов — и все они образуют избыточные слои технологий. Фирмы не желают заниматься реинжинирингом унаследованного софта, вместо этого добавляя в него либо новые интерфейсы, либо отдельные модули, расширяющие функциональность». Ученый считает, что в среднесрочной перспективе этот подход окажется нежизнеспособным: «В условиях цифровой среды точечная подстройка снижает выживаемость предприятий и малоэффективна в отрыве от целостной корпоративной архитектуры».
По словам Манвани, предприятиям следует избегать частичной реструктуризации — вместо этого лучше обзавестись планом, предусматривающим последовательные изменения: «Эти обязанности должны быть возложены на куратора архитектуры предприятия. Самое важное, что ему следует сделать, — создать основу для поддержки инициатив в области цифровой трансформации. Без стратегии разработка целевых архитектур порождает хаос».
Несмотря на то, что ИТ вступили в эпоху DevOps со свойственной ей свободой самовыражения, разнообразием программных средств и платформ, упрощающих жизнь разработчикам, роль корпоративного архитектора не потеряла важности, считает Манвани. «В 1990 г. багаж инженеров состоял из объектно-ориентированного программирования, компонентной разработки и сервисно-ориентированная архитектуры (SOA). Теперь к этому прибавились микросервисы, и архитектура превратилась в кубики Lego. Вопрос в том, что все эти части нужно соединить. Если 20 лет назад роль архитектора предприятия сводилась к тому, чтобы обеспечить бесшовное внедрение SAP, то теперь ему нужно знать, какая архитектура лучше всего подходит бизнесу в краткосрочной перспективе, а какая решает долгосрочные цели», — отметил ученый.
Преимущества микросервисов
Микросервисы позволяют предприятиям постоянно сокращать значительную часть ИТ-инфраструктуры. По сути, они выступают заменой некоторых компонентов, которые ранее задействовались в унаследованной системе. Потенциально перевод этих компонентов в микросервисы должен упростить задачи ИТ-управления.
Исследование McKinsey и Henley показало, что цифровые лидеры оценили преимущества микросервисов, которые в числе других новейших технологий позволяют создавать модульные, постоянно развивающиеся архитектуры и внедрять большее количество услуг (в среднем 191 против 63 в компаниях, которые не применяют микросервисы).
Информационно-аналитическая компания Elsevier — одна из тех, которые внесли в архитектурную ткань микросервисы. Директор Elsevier по разработке ПО Том Пери пояснил, что для их развертывания применяется Red Hat OpenShift. Решающими факторами для выбора этой платформы стало качество доступа к корпоративным данным и набору корпоративных API для их повторного применения. Управление API позволило компании перейти с SOA на микросервисную архитектуру, обладающую гибкостью для создания новых приложений, которые связываются с корпоративными данными с помощью микросервисов.
Комплексное управление ИТ
По мнению большинства ИТ-специалистов, с каждым годом ИТ-ландшафт становится сложнее. Чтобы противодействовать этому, некоторые компании подбирают инструменты, тогда как другие меняют роль ИТ. К числу последних относится аэропорт Хитроу. Столкнувшись с трудностью управления множеством унаследованных систем, его ИТ-служба в рамках цифрового обновления перешла к развертыванию Microsoft Power BI. Со временем обслуживающий персонал аэропорта освоил азы создания моделей данных, консолидированных отчетов и диаграмм, что свело число обращений к старым системам к минимуму.
CIO Хитроу Стюарт Биррел считает, что ИТ-директорам пора отказаться от желания контролировать все, что так или иначе связано с ИТ и делегировать часть полномочий, включая ту же аналитику, собственным сотрудникам. Однако за собой следует оставить надзорные функции, говорит он, и удалять ошибочные или неактуальные отчеты, чтобы они не загромождали систему.
Этот пример показывает, как можно бороться с возрастающей сложностью ИТ: ИТ-отделам нужно отказаться от некоторых элементов управления одновременно усиливая аспекты по управлению ПО. По словам Манвани, реализация цифровой стратегии и выбор подходящей ИТ-инфраструктуры предусматривают тесное сотрудничество между корпоративным архитектором и руководством бизнеса.