Портал ZDNet освещает результаты опроса руководителей предприятий, начавших заниматься крупномасштабной автоматизацией своих процессов.
Многие годы ИТ-департаменты задавали тон в автоматизации процессов на всех уровнях бизнеса, но критиковались за слабое внимание к автоматизации собственного труда. Рабочее время ИТ-персонала было доверху заполнено ручным написанием скриптов, выполнением роли пожарной команды, ситуативным решением возникающих проблем и нескончаемым кодированием.
Однако, как свидетельствует недавний опрос компании Capgemini, в этом положении ощущаются перемены. Автоматизация в масштабе целого предприятия — хотя это явление еще ново — является задачей, выходящей за рамки функций ИТ-персонала, но в большинстве случаев начинается с самих ИТ-отделов. В то же время поборникам автоматизации не следует при автоматизации собственно ИТ выдвигать на первый план окупаемость. Настоящую окупаемость инвестиций можно будет ощутить, когда широкомасштабная автоматизация предприятия коснется ряда критичных бизнес-процессов.
Опрос 705 управленцев показал, что масштабная автоматизация с охватом многих областей деятельности предприятия — вещь редкая. Только около 16% опрошенных организаций занимаются автоматизацией в широком плане и по многим направлениям, что в отчете именуется как «инициативы, которые выходят за рамки пилотных и тестовых проектов и реализуются в более широком масштабе в разных бизнес-подразделениях, для разных функций и территорий». Большинство организаций фокусируется не на новых возможностях для прибылей, а на операционных выгодах и создании инструментов, работающих на базе правил, и лишь немногие идут в направлении автоматизации, использующей искусственный интеллект (ИИ).
Главные пути к масштабной автоматизации пролегают через автоматизацию на основе правил (ITPA/RPA — автоматизация процессов на базе ИТ и роботизации), которую используют 73% респондентов, и автоматизацию, использующую обработку естественного языка (47%). Около 18% организаций работают с машинным обучением и глубоким обучением.
Отчего все идет так медленно? Масштабная автоматизация, о которой говорят авторы отчета Capgemini, не может быть просто самоцелью. Голая технология не обеспечивает прибыльность и рост бизнеса. Чтобы осознать новые возможности и реорганизоваться вокруг них, организациям нужны лидеры, руководящие процессом, а технология является средством извлечения выгоды из инноваций.
Среди компаний, поддерживающих масштабные инициативы автоматизации или осуществляющих по ним пилотные проекты, 56% сконцентрированы на оптимизации использования ИТ, то есть взрослеющая этика автоматизации наконец-то прочно укореняется в дата-центрах. По данным опроса, наибольшим вниманием здесь пользуются диагностика приложений, управление релизами приложений и серверная автоматизация, причем преобладают технологии, базирующиеся на правилах. Последние внедряют 81% организаций, занимающихся автоматизацией в ИТ-сфере.
В отчете приводятся слова Карла Фермеера, ИТ-менеджера по архитектуре и инновациям нидерландской компании Kadaster, который отметил, что технология автоматизации стала ключевым драйвером трансформации его ИТ-команды в организацию, работающую на принципах Agile и DevOps. Циклы релизов сократились с
Однако если выйти за рамки ИТ, пока лишь немногие предприятия могут похвастаться успехами в автоматизации бизнес-процессов на более широком масштабе. Следующим шагом в масштабной автоматизации являются процессы взаимодействия с клиентами и покупателями. По данным опроса, 37% масштабных инициатив нацелены на обслуживание и пользовательский опыт клиентов. Другие 35% респондентов сообщили о том, что провели масштабную автоматизацию своего управления закупками и цепочками поставок.
Вместе с тем автоматизация все же приносит больше отдачи, когда реализуется в подразделениях уровня бэк- и мидл-офиса. При масштабной автоматизации бэк-офисные функции, такие как финансы и бухгалтерия, генерируют экономию в 13% по сравнению с 7%, которые дает фронт-офис.
Как показал анализ данных опроса, крупномасштабные инициативы автоматизации обычно начинают давать ощутимые результаты примерно через год. Вопреки нетерпению некоторых бизнес-лидеров серьезные вещи требуют времени. В отчете приводятся следующие оценки средних периодов окупаемости основных типов проектов масштабной автоматизации:
- закупки и цепочки поставок — 12 месяцев;
- финансы и бухучет — 11 месяцев;
- кадровые службы — 11 месяцев;
- ИТ — 10 месяцев;
- продажи и маркетинг — 10 месяцев.
Крупномасштабное внедрение автоматизации, конечно, выходит за рамки технического начинания. В связи с этим авторы отчета приводят ряд рекомендаций:
- сформируйте собственное видение и дорожную карту предстоящей трансформации;
- оптимизируйте свои процессы до их включения в ближайшие планы автоматизации и выделите направления, по которым смогут появиться скорейшие результаты;
- действуйте в стиле Agile — начинайте с обоснования концепции и создания минимально жизнеспособных продуктов;
- еще на начальном этапе автоматизации оцените свои потребности в ИИ и используйте его более стратегически;
- подготовьте сильное обоснование проекта, чтобы заручиться поддержкой руководства организации;
- разработайте операционную модель автоматизации — от централизованной инициативы лидеров к последующему присоединению новых зон внедрения;
- начинайте автоматизацию с бизнеса, но на ранней стадии включайте в нее сферу деятельности ИТ-групп;
- фокусируйтесь на управлении изменениями и взращивайте способные в цифровом плане кадры;
- сформируйте под центральным руководством специальную группу поддержки и обслуживания автоматизации;
- постоянно ищите новые идеи и рассматривайте автоматизацию как часть более широкой программы цифровой трансформации.