Сможет ли робот выполнять вашу работу? Готовы ли вы помогать ему сделать его работу? Если вы размышляете о своей карьере в ИТ и о ближайших перспективах ИТ-рынка, самое время задать себе эти вопросы.
Портал Enterprisers Project приводит оценки IDC, согласно которым в следующем году ИИ-сервисы станут частью 40% инициатив в области цифровых преобразований, а к 2021 г. искусственный интеллект заработает на 75% корпоративных приложений. Вне зависимости от того, какую должность занимает сотрудник, роботизация уже завтра затронет всех айтишников — начиная с разработчиков и заканчивая CIO — и в этой связи имеет смысл провести переоценку своей роли и обязанностей в организации, подумать о том, как они могут измениться в контексте того, что такие технологии как ИИ, автоматизация и робототехника быстро развиваются и становятся умнее.
Как не потерять работу в эпоху роботизации
Старший вице-президент Robert Half Technology Джим Джонсон считает, что для того, чтобы обезопасить свою работу и профессию «от посягательств роботов», нужно постоянно обучаться. «Технологическая индустрия быстро движется, поэтому лучше всего двигаться с ней в унисон, а еще лучше — быть на шаг впереди. Новейшие технические достижения — это хорошая возможность создать задел для карьерного роста, — считает он. — Продемонстрируйте свою готовность к обучению, креативность, творческий подход к реализации рабочих задач, изобретательность. Это те качества, которыми роботы не обладают, тогда как вас они делают незаменимым членом команды».
Портал Enterprisers Project опросил нескольких экспертов, которые поделились своими советами по поводу того, какие действия нужно предпринять айтишнику, чтобы не оказаться без работы в эпоху ИИ и роботизации.
Раскройте свой потенциал по-новому
Ведущий научный сотрудник Synopsys Сэмми Мигуэс: «Если ваша работа подразумевает выполнение цикличных операций или алгоритмические действия, то в конечном итоге вы можете оказаться без работы. Это просто вопрос времени. Взаимоотношения между людьми и автоматикой будут развиваться по мере эволюции технологий, и это будет способствовать тому, что на рынке будут востребованы новые навыки. Дальновидным ИТ-специалистам следовало бы внимательно изучить свое место в системе создания ИТ-ресурсов и попытаться понять, сможет ли компьютер заменить их. Нерасторопность в этом вопросе стоила работы множеству специалистов в области юриспруденции, медицины, гостиничных услуг, общественного питания, производства и т. д.».
Он советует ИТ-профессионалам:
- взгляните на то, что вы делаете и как делаете с позиции специалиста по автоматизации. Ваши советы помогут сделать процессы в организации более эффективными;
- учитесь автоматизировать работу. Вы работаете администратором сетей? Осваивайте параллельно технологии контейнеризации и оркестровки контейнеров. При необходимости уладьте вопрос перехода в команду, которая развертывает эти технологии и поддержите ее;
- научитесь определять, правильно ли автоматизирована работа. Изучите скрипты, и вы научитесь писать тестовые программы, которые помогут сверить результаты автоматизации на соответствие ожидаемым;
- обогащайте свой багаж знаний навыками разработчика в области безопасности. Пройдите путь от инженера облачных решений до инженера, отвечающего за их безопасность, двигайтесь от должности инженера облачных сервисов к должности инженера-проектировщика в области облачной безопасности и т. п.;
- учитесь применять инструменты, которые дают вам дополнительные козыри. Существует множество бесплатных облачных инструментов, средств безопасности и т. д., которые работают в тесном контакте с человеком, требуют интеллектуального анализа, что не под силу роботам. Учитывая востребованность таких инструментов, многие фирмы могут обучать свой персонал для работы с ними бесплатно.
Будьте активны, но не гиперактивны
ИТ-директор LogMeIn Иен Пит: «Укрепление позиций ИИ в ИТ-пространстве не заменит всю ИТ-команду в одночасье, потому что эта технология еще незрелая, однако она уже начинает заменять людей в колл-центрах, оказывая базовые услуги. Чтобы выжить в таких условиях, ИТ-специалистам нужно делать то, чем они занимались и раньше — расти, развиваться, получать новые знания и поддерживать тесную связь с бизнесом».
По его словам, ИТ-руководители всегда должны на шаг опережать бизнес, ранее всех узнавать о новых тенденциях и оставаться на связи с новыми членами команды. CIO нужно избавляться от менталитета «мы всегда так делали», т. е. открываться навстречу новым решениям, однако быть при этом осмотрительными, не идя на поводу пользователя или команды, которые хотят внедрить новое приложение в отрыве от существующей инфраструктуры приложений на предприятии.
Особенно такая ситуация может иметь место на крупных предприятиях, где небольшая, но достаточно влиятельная группа пользователей в состоянии подорвать долгосрочную стратегию интеграции и продуктивность компании. ИТ-лидерам необходимо держать прямую связь с высшим руководством и переходить в роль доверенных особ/консультантов. Нежелание занять эту стратегическую лидирующую позицию может привести к тому, что лица, принимающие в ИТ решения, исчезнут как класс.
Требуется приспособляемость
Технический евангелист Black Duck (дочерняя фирма компании Synopsys) Тим Макки: «Постоянная смена технологий — это то, к чему ИТ-специалисты уже давно привыкли, но теперь к ним прибавилась автоматизация. Ранее им уже пришлось пройти путь от серверных ферм на базе x86-архитектуры и через виртуализацию добраться до конечной остановки — контейнеризации. Те, кто охватил эти новые парадигмы, привыкли к такого рода испытаниям. Искусственный интеллект и машинное обучение — это одни из важнейших рубежей, и овладеть ими помогут уже накопившиеся у ИТ-профессионалов знания и опыт. Те из ник, кто понимает, что в основании ИИ и машинного обучения лежат данные, и что управление ими и распределенные системы играют ключевую роль в любой управляемой данными системе, сумеют управлять, интерпретировать, проектировать и поддерживать крупномасштабные операции с данными.
Изучите новый язык программирования
Преподаватель Fullstack Academy Джесс Брахт: «Для ИТ-специалистов изучение кода — это самый естественный способ для придания устойчивости своему карьерному росту, ведь именно программисты пишут программы, которые предназначены для того, чтобы заменить этих самых ИТ-специалистов. Например, автоматизированные чатботы уже начали подменять специалистов службы поддержки. Возникает вопрос: а кто же создал этих чатботов? Очевидно, что это разработчики ПО. И им пришлось задействовать первоклассные технологии, такие как ИИ, нейро-лингвистическое программирование и фреймворки машинного обучения. Получая знания в этих самых продвинутых областях программирования, ИТ-специалист может рассчитывать на то, что он обретет повышенную ценность как в своих глазах, так и в глазах руководства.
То же касается и опытных разработчиков. Не теряя времени, им следует сосредоточиться на тех же областях. Например, веб-разработчики могут изучать статистические данные — это поможет им получить базовые навыки разработки в области машинного обучения, помимо этого им следует овладеть языком программирования Python».
Учитесь мыслить нестандартно — роботы так не умеют
Джим Джонсон: «Под влиянием ИИ-технологий большинство рабочих мест, скорее всего, будет постепенно видоизменяться, эволюционировать, при этом многие из них станут более эффективными. ИИ уже по силам справляться с рутинными задачами, оказывать посильную помощь многим ИТ-проектам, но они не в состоянии управиться с задачами, которые требуют умственного труда. У ИИ отсутствует интуиция, критическое мышление, творческая жилка, у него нет мотивации и т. д.».
Именно поэтому, считает он, очень важно, чтобы профессионалы развивали в себе навыки коммуникации, или гибкие навыки (soft skills). К ним относят умение убеждать, находить подход к людям, лидерство, навыки межличностностного общения, ведения переговоров, работы в команде, управления временем, эрудированность, креативность и пр. Чтобы получить конструктивную обратную связь об уровне своих лидерских навыков, умении работать в команде, общаться с клиентами, т. е. всего того, что требуется в работе, лучше всего обратиться к уполномоченному сотруднику или персональному менеджеру.
«Подкорректировать шероховатости поведенческой модели помогут профессиональные курсы, консультации с наставником или новые обязанности, способствующие развитию этих навыков. В дальнейшем они будут способствовать более гладкому протеканию карьеры и профессиональному развитию. Не менее важно понять свою роль в организации, ее структуру, и определить, как помочь ей достичь успеха. Нужно досконально изучить ее продукты, услуги — знание этих аспектов позволит изучить конкретные требования, привычки, желания клиентов. В конце концов, пока что роботы не могут заменить человеческое общение», — заключил Джонсон.