Как известно, законодательные органы власти должны в принимаемых ими законах выражать общую волю граждан. При этом одним из трех основополагающих свойств парламента является связь избирателей с их представителями. Органы законодательной власти призваны максимально полно учитывать социальные интересы и запросы, в том числе на предоставление информации о своей деятельности. Так что в основе их работы должен, безусловно, лежать принцип гласности. Именно поэтому в России сегодня так много внимания уделяется определению степени открытости региональных органов законодательной власти в том числе через рейтинговую оценку информативности официальных сайтов. С 2008 года подобный рейтинг составляет проектный центр «Инфометр», действующий на базе Института развития свободы информации (Санкт-Петербург). В 2017 году лидером рейтинга среди официальных сайтов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации стало Законодательное Собрание Иркутской области, в 2018 году также вошедшее в число лидеров исследования. Такого результата удалось достичь благодаря комплексной автоматизации процессов документооборота на базе СЭД «ДЕЛО» компании ЭОС и внедрению системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД — «Электронный парламент». О том, как реализовывался этот проект, рассказали Юрий Яковишин, начальник отдела информационных технологий и связи аппарата Законодательного Собрания Иркутской области, и Юрий Кособринов, генеральный директор компании «Вектор — Дальний Восток», разработчик САЗД, город Хабаровск.
«СЭД „ДЕЛО“ мы начали внедрять еще в 2005 году — 13 лет назад. Выбор в пользу данного решения был вполне объясним. Примерно в 70 % органов власти субъектов РФ, работающих с системами электронного документооборота, внедрено именно „ДЕЛО“. Тренд задала Госдума, с которой мы все берем пример, пытаясь перенять лучшие практики. И Иркутская область не стала исключением. Автоматизация законотворчества также сначала была проведена именно в Госдуме. Созданной там системой мы пользовались, чтобы получать информацию по федеральному законотворчеству — и не тогда, когда закон уже принят, а на стадии инициативы, чтений, заключений. Это необходимо, так как органы государственной власти субъектов тоже участвуют в федеральном законотворческом процессе. Тогда нам и пришла идея сделать аналогичную систему и в нашем регионе. Первое, что было необходимо, это решение руководства, которое должно осознавать потенциальные удобство и эффективность использования подобной системы. Ведь любое внедрение требует временных, денежных и человеческих ресурсов. И так как опыт использования такой системы уже был, убедить руководство было проще», — отметил Юрий Яковишин.
«Разработка системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД „Электронный Парламент“ началась еще в 2004 году, когда у Законодательной Думы Хабаровского края возникла необходимость в решении задачи автоматизации законотворческого документооборота — непростого, со своей спецификой, которой в стандартном документообороте нет. Поэтому коробочная СЭД не могла решить все задачи. Созданное нами решение интегрировано с СЭД „ДЕЛО“. Оно позволило, прежде всего, сократить трудозатраты сотрудников, систематизировать порядок работы подразделений законодательного органа и автоматизировать процесс публикации проектов законов, и связанных с ними документов, на официальном сайте органа власти», — рассказал Юрий Кособринов.
Юрий Яковишин добавил: «Многие регионы, внедрившие подобную систему, использовали её постфактум, как базу данных принятых решений. Мы же хотели использовать возможности системы именно для проработки законопроекта. Нужно было вовремя вносить инициативы, которые поступали в Заксобрание. Все заключения должны были появляться мгновенно после регистрации в системе. Любой гражданин или депутат должен был получить возможность из любой точки мира открыть страницу с законодательной инициативой или иным вопросом, рассматриваемым в законодательном (представительном) органе власти, и ознакомиться с приложенными документами. Нам удалось добиться многого. Мы обеспечили депутатов информацией для качественной проработки рассматриваемых вопросов. Все другие органы власти получили доступ к информации о процессе законотворчества. Раньше их представителям приходилось звонить депутатам и их помощникам и уточнять, какие материалы есть по конкретному вопросу. Помощники депутатов собирали разрозненные файлы, сканировали, так как многое было в бумаге, отправляли их запрашивающему ведомству. Эффективность процесса была не высока, ошибок было много. Все эти проблемы удалось устранить. Так как все материалы привязаны к конкретному законопроекту, скорость обработки информации значительно выросла».
На вопрос, почему в Иркутском Заксобрании получилось эффективно использовать внедренное решение, Юрий Яковишин отметил: «Во-первых, мы изначально решили использовать максимум функционала. Во-вторых, тот факт, что в некоторых регионах уже был опыт такого внедрения, для нас стал преимуществом: мы опирались на их опыт и реализованные кейсы. Дополнительным фактором было стремление обеспечить информационную доступность нормотворческой деятельности: наш сайт был в пятерке по этому показателю, но нам хотелось большего. На момент запуска проекта было выполнено 99 % того, что было возможно без внедрения автоматизированной системы. С помощью данного проекта мы смогли решить всю задачу. Внедрив САЗД, мы в 2017 году смогли выйти на первое место в рейтинге „Инфометра“».
Юрий Кособринов добавил: «Действительно, для успешной реализации проекта очень важна готовность персонала к внедрению новых технологий и, пожалуй, самое главное — это степень поддержки руководства. Руководство Заксобрания Иркутской области во всем поддерживало проект автоматизации, и аргументировано заинтересовало персонал, что позволило получить результат в кратчайшие сроки. Также хотелось бы отметить инициативную поддержку со стороны отдела информационных технологий и связи аппарата Заксобрания, именно они организовали проработку должностных инструкций и регламентов, которые должны более полно отражать новый процесс подготовки документов».
Юрий Яковишин, комментируя чего именно не хватало сайту до внедрения, отметил: «Проблемное место — доступность информации. Информация о проводимых комитетами и комиссиями заседаниях должна быть доступна гражданам. Обеспечить это в ручном режиме было практически невозможно — получалось разве что выложить данные непосредственно к сессии, раз в месяц. Если же пытаться публиковать информацию о текущей работе комитетов, то потребовалось бы нанять дополнительный персонал. И даже в этом случае приходилось бы делать двойную работу, для каждого заседания собирая новый комплект документов. С учетом того, что инициатива может обсуждаться полгода, такой подход не эффективен. Еще один важный фактор — обеспечение мобильности депутатов. Это было необходимо, и благодаря мобильным рабочим местам на планшетах они получили доступ к информации из любой точки — в том числе к законотворческому документообороту. В будущем мы, конечно, хотели бы предоставить возможность использовать цифровую подпись, но это не так просто. На текущий момент нормотворчество нельзя полностью перенести в электронную среду — нет законодательной базы. Когда соответствующие нормативные акты будут приняты, то законодательные инициативы и законы будут существовать изначально в электронном виде. Для публикации документов к рассматриваемым вопросам используются электронные копии подлинников документов, подписанных на бумажном носителе и зарегистрированных в СЭД „ДЕЛО“ при их поступлении в заксобрание. Далее не требуется делать бумажные копии подлинников, так как все материалы представлены в САЗД, что позволило разгрузить некоторых служащих от рутинной работы в виде копирования документа каждому заинтересованному лицу. Другой вопрос — актуальность. Раньше депутату, который лишь накануне заседания комитета получил необходимую информацию, сформировать позицию по обсуждаемому вопросу было сложно. Вся информация, которая сейчас появляется на портале, максимально быстро попадает к тем, кто в ней заинтересован, а не через день, неделю или даже месяц».
Юрий Кособринов добавил: «Важно то, что система выбирает информацию, формируемую сотрудниками подразделений в процессе текущей работы и автоматически публикует ее на официальном сайте, тем самым процесс рождения закона можно наблюдать в режиме on-line».
Юрий Кособринов прокомментировал результаты проекта: «Повышение прозрачности, доступности и ответственности работы Заксобрания, так как законы появляются на сайте не на последней стадии — после их принятия, а сразу же при внесении законопроекта. Тем самым всем жителям Иркутской области предоставляется закрепленная в Регламенте Законодательного Собрания возможность влиять на законотворческий процесс. Для депутатов — это возможность получить все необходимые документы, сразу же после их поступления в Заксобрание, а не за пять дней до начала сессии, как это было ранее. Тем самым им предоставляется больше времени на подготовку и проработку законопроектов для обсуждения, что приводит к принятию более продуманных и обоснованных решений. Не следует забывать и про значительную экономию бюджетных средств на бумагу и расходные материалы. Так как теперь к заседанию нет необходимости распечатки пакета документов для каждого из сорока пяти депутатов, а это зачастую более тысячи страниц».
Юрий Яковишин добавил: «Доступность информации сказалась и на лояльности граждан к власти, на удовлетворенности работой заксобрания и самими решениями. Люди стали больше доверять принятым законам: ведь теперь они видят, над чем работают депутаты. Кроме того, система настолько прозрачна, что депутаты сейчас не прогуливают — ведь люди могут посмотреть, кто как работал, проверить посещаемость. Работа депутатов оценивается избирателями, так что это важно».
Юрий Кособринов рассказал о планах по развитию системы: «Сегодня система позволяет познакомиться не только с самими законопроектами, но и выполняет аналитические функции. Как уже сказал Юрий Яковишин, на сайте публикуется отчет об участии депутатов в сессиях и заседаниях постоянных комитетов. В планах — предоставление информации о том, как депутаты голосуют за конкретные законопроекты. В том числе и размещение видео информации о выступлениях и голосованиях. Законодательное Собрание — это региональный орган законодательной власти, но при этом одновременно и субъект права законодательной инициативы в РФ. В проработке находится идея получения информации о прохождении законодательной инициативы в Государственной Думе. Иными словами, законодательная инициатива вначале принимается на сессии Заксобрания, и информация о ней отражается на сайте, а затем она направляется в Государственную Думу. Стадии рассмотрения законодательной инициативы в ГосДуме также планируется автоматически публиковать на сайте Заксобрания».
Юрий Яковишин добавил: «Среди необходимых нововведений — улучшение юзабилити. Разработчик учитывает наши пожелания — это очень полезно. И уже упомянутая цифровая подпись — она в нашем регионе очень нужна. К примеру, срок подачи поправок ограничен. Но как в них может уложиться депутат, который находится в труднодоступном районе, куда самолет летает раз в неделю? Как ему работать? Если бы был функционал удаленного доступа с цифровой подписью, проблема бы решилась. Но повторюсь: этот вопрос упирается в нормативную базу, документ должен быть юридически значим — пока нормативная база не успевает за разработкой программных решений. Резюмируя, скажу, что у нас с разработчиком САЗД есть планы по улучшению системы и расширению ее функциональности, ведь такое решение — это живой, развивающийся проект, который призван приносить пользу как сотрудникам Заксобрания, так и рядовым гражданам».