Приближается пора новогодних праздников, а вместе с ними сезон прогнозов о будущем технологий. Одна из наиболее горячо обсуждаемых — искусственный интеллект (ИИ). Потенциал применения ИИ весьма широк, начиная с автоматизации процессов на производстве, участия в работе приемных комиссий в учебных заведениях и заканчивая ролями, которые ИИ сможет сыграть в международных отношениях и политике. Другой вопрос, что ИИ сопровождает много хайпа наподобие «Машины захватывают мир» или «Роботы отберут у вас работу», поэтому разобраться в том, что же он может, а что ему неподвластно, — довольно непросто.
Опрошенные порталом Enterprisers Projeсt эксперты выделили в развитии ИИ и смежных технологий (машинное обучение, глубокое обучение, нейросети) восемь тенденций.
1. ИИ станет движущей силой на новом витке цифровой трансформации
«Большинство прогнозов и дискуссий об ИИ сфокусированы на том, как автономные транспортные средства и роботы в конечном итоге повлияют на рынок труда. Вероятно, это случится лишь в очень отдаленной перспективе — пока что общество не готово к таким решительным институциональным сдвигам. На данный момент влияние ИИ наиболее явно прослеживается в плоскости ускорения процессов цифровой трансформации, превращающих существующие бизнес-системы в более гибкие и разумные инструменты», — считает профессор, заведующий кафедрой ИТ бизнес-колледжа Шидлера при Гавайском университете Тунг Буи.
Он даже придумал термин, характеризующий это явление: «smartization» («смартизация») и считает, что ИИ будет подстегивать его развитие. Эксперт считает, что смартизация коснется аспектов работы всех платформ — от систем бронирования авиабилетов и отелей до веб-приложений, систем здравоохранения и т. д. На рынке имеется достаточно примеров успешной реализации пилотных проектов, которых становится все больше и больше. По словам ученого, в этом смысле
По данным RELX Group, внедрение ИИ и машинного обучения будет иметь решающее значение как для государственных, так и для частных организаций, которые желают сохранить конкурентоспособность в эпоху цифровых преобразований. Впрочем, несмотря на многочисленные прогнозы аналитиков, к приходу ИИ готовы далеко не все. Проведенной фирмой опрос показал, что увеличить инвестиции в ИИ и машинное обучение готовы не более 18% опрошенных CEO.
2. Рынок труда встретится с дефицитом специалистов с навыками работы в области ИИ
Уже сейчас ощущается нехватка квалифицированных инженеров для работы с ИИ и смежными технологиями, например, занимающихся проектами по обучению нейронных сетей, но со временем она проявится острее. «Большинство организаций уже очертили планы по внедрению цифровых проектов, и ИИ в них отведено далеко не последнее место, однако проблема состоит в том, что у них нет разработчиков, экспертов по ИИ и лингвистов, чтобы разрабатывать собственные ИИ-движки», — говорит основатель и гендиректор разработчика виртуальных агентов поддержки Espressive Пэт Калхун.
Компаний, занимающихся разработкой чат-ботов для колл-центров и служб технической поддержки, становится все больше. Перед ними стоит задача разработать для клиентов чат-боты, установка и обслуживание которых не требует специальной технической экспертизы. Однако на первых порах для достижения максимального охвата бизнес-аудитории потребуются специалисты, разбирающиеся в предмете. «Учитывая, что на рынке появилось немало ИИ-софта, который может решать мириады вопросов, пришло время узнать механику принятия решений, то, что скрывает „черный ящик“, — сказал генеральный директор Awake Security Рахул Кашьяп. — ИИ-алгоритмы по-разному обучаются, структурируются, получают информацию, что, соответственно, влияет на итоговую выдачу результатов, которые будут варьироваться от компании к компании».
3. Займитесь обучением собственных ИИ-специалистов
Технический директор LexisNexis Legal and Professional Джефф Рейл говорит, что дальновидные ИТ-лидеры не собираются ждать, пока рынок в достаточном количестве наполнится ИИ-разработчиками, и в следующем году сами примутся за их обучение. Острый дефицит специалистов в области данных или ИИ-разработчиков может длиться годами, более того, их наем и содержание потребует огромных издержек на выплату зарплат и компенсаций, что может себе позволить далеко не каждый работодатель.
«Предприятия отнесутся к обучению персонала передовым технологиям со всей ответственностью, поскольку ИИ, машинное обучение и некоторые другие технологии кардинально изменят ландшафт бизнеса и условия конкуренции. Проворные фирмы займутся поиском экспертов или партнеров для обучения своего персонала ИИ-технологиям. Фирмы, которые занимаются взращиванием кадрового резерва, получат преимущество в виде лояльной среды для удержания и найма талантливых специалистов», — сказал Рейл.
4. ИИ усилит, но не заменит существующие ИТ-команды
Бытует мнение, причем оно широко распространено не только среди обывателей, но и в профессиональной среде, что ИИ оставит всех без работы, особо впечатлительные даже считают, что когда-то мы будем поклоняться роботам как высшим существам. Эти опасения небеспочвенны, полагает Буи, поскольку в будущем ИИ и смежные технологии почти наверняка окажут значительное влияние на широкий спектр профессий. Однако в краткосрочной перспективе ИИ стоит рассматривать не как замену, а как серьезное подспорье в решении многих практических задач, стоящих перед ИТ-командами.
«В 2019 г. основной тенденцией развития ИИ станет поиск реалистичных сценариев его задействования внутри команд», — считает генеральный директор Unsupervised.com Ноа Хортон. В качестве примера он приводит такие задачи, как обработка и менеджмент данных. Такие задачи непосильным бременем ложатся на ИТ-команды с ограниченным штатом сотрудников, именно здесь помощь ИИ нивелирует нехватку дополнительных кадров. На самом деле опытные CIO не рассматривают ИИ как замену своему персоналу, они полагают, что он поможет им решить критически важные задачи или достичь определенных целей, что особенно актуально в условиях нехватки персонала.
«ИИ — это не чудодейственное средство, которое заменит ИТ-специалистов, но это важная часть решения некоторых из наших самых сложных и ресурсоемких задач, — говорит Кашьяп. — Организации, которые смогут в будущем году выдержать баланс между привлечением человека и машины — как внутри организации, так и на стороне клиентов — добьются наибольшего успеха».
Исследование RELX Group подтверждает, что ИИ рассматривается CEO не в качестве монстра, отбирающего у людей хлеб, а как помощник в ИТ-отделах и других подразделениях компании. Согласно результатам опроса, предприятия применяют ИИ и машинное обучения для повышения эффективности или производительности труда (51%), поиска идей и решения проблем в бизнесе (41%), оптимизации процессов (39%).
5. Бизнес все больше будет полагаться на ИИ в вопросах безопасности
Генеральный директор ИБ-компании SentinelOne Томер Вейнгартен полагает, что бизнес недооценивает не только будущие, но и теперешние риски кибербезопасности, во многом полагаясь для борьбы с угрозами на устаревшие инструменты и процессы. Машинное обучение станет одним из средств, которые помогут решить эту проблему. «Со временем ИИ предложит новые схемы для придания программам кибербезопасности гибкости. Основой успешной стратегии кибербезопасности является быстрая обработка больших данных — и это то, в чем ИИ чрезвычайно эффективен», — говорит Вейнгартен.
Он добавил, что по мере того, как хакеры продолжат совершенствовать атакующие инструменты, индустрия ощутит нехватку квалифицированных ИБ-специалистов, поэтому в 2019 г. на передний край защиты ИТ-ифраструктур выйдут ИИ и автоматизация. Представление о киберзащите у каждого разное, но большинство сходится на том, что она станет автоматизированной. Нужно понимать, что речь идет о стандартных мерах защиты периметра, обнаружение или устранение масштабных угроз отводится ИБ-персоналу.
«Рост числа угроз плюс всеохватная оцифровка активов и процессов создают опасный прецедент для безопасности. Люди просто физически не в состоянии отслеживать угрозы и отсеивать сотни тысяч уязвимостей, чтобы определить правильный вектор защиты. Даже самая большая команда ИБ, состоящая из высококвалифицированных ИТ-специалистов, не может предпринять контрмеры без помощи искусственного интеллекта», — сказал генеральный директор и основатель ИБ-компании Balbix Гаурав Банга.
6. ИИ будет развиваться при активной поддержке Open Source-сообществ
Истоки многих популярных облачных технологий берут свое начало из проектов с открытым кодом, к примеру, Kubernetes. Директор по исследованиям Linux Foundation Ибрагим Хаддад считает, что развитие ИИ, машинного обучения и смежных технологий пойдет по тому же пути. «Как никогда раньше, сегодня самая передовая разработка ПО переместилась в Open Source-сообщества, и проприетарным проектам становится все труднее идти в ногу со временем. ИИ — одна из таких разработок с доминирующей составляющей в виде ПО с открытым кодом, которое разрабатывает множество сотрудников и организаций», — сказал он.
Хаддад уверен, что компании-пионеры в области ИИ и передовые технологические компании переведут свои наработки в Open Source и это подстегнет новый виток развития нейросетей, глубинного обучения, как произошло в случае с Kubernetes — он зародился в недрах Google, но в 2014 г. техногигант решил открыть технологию. Впоследствии система была передана под управление Cloud Native Computing Foundation.
«Открытость разработок ИИ позволит компаниям и сообществам согласовать ряд критически важных моментов и приступить к созданию комплексного Open Source-стека в области ИИ, машинного и глубокого обучения. Некоторые крупные компании, которые перевели свои разработки в открытый код, пожинают первые плоды сотрудничества с сообществами», — сказал он.
7. ИИ выведет анализ баз данных на новый уровень
Данные в прогрессии — большие данные, но они постоянно растут и это одна из причин, почему ИТ-директора так и не смогли вжиться в роль аналитиков данных. Очевидно, что с ростом объемов информации усложняется поиск ценных компонентов. «Еще ни одной компании в мире не удалось принять на работу столько сотрудников, чтобы уследить за ростом данных. Их объем каждый год удваивается, но бюджеты и количественный состав ИТ-команд не увеличивается», — отметил Хортон.
Анализ и управление большими данными — это еще одна сфера применения ИИ, на которую возлагаются большие надежды. «В 2019 г. вырастет количество компаний, которые будут вкладывать средства в механизмы ИИ, чтобы их ИТ-команды смогли в ряде задач обрабатывать большее количество данных», — сказал он.
Главный специалист по машинному обучению JASK Дин Теффер считает, что машинное обучение уже достигло стадии коммерческой зрелости и вскоре компании начнут массово применять его для работы со своими базами данных.
«Корпоративный ИИ-2019 — это машинное обучение, которое наконец выходит за рамки стандартных схем применения типа маркировки изображений или перевода текста, и включается в работу по обработке огромного количества данных, которое накапливается и хранится годами», — сказал он, пояснив, что речь идет не о точечном применении технологии (разовый анализ или поиск), а о «решении масштабных задач по организации данных и моделированию, которые позволяют бизнес-пользователям коллективно подключаться к ИИ в любой момент времени и получать достоверный анализ данных». Он добавил, что улучшение видимости данных приведет к каскадному эффекту и усилит роль управления корпоративными данными в организации, поскольку хранилищем ценной информации являются именно данные, а не алгоритмы.
8. ИИ станет «незримым»
В последние десятилетия появилось много технологий, которые в том или ином виде были нацелены на предоставление пользователю осязаемых удобств. Массовое внедрение мобильных устройств и приложений одарило человечество карманными помощниками с доступом к Интернету и неиссякаемым набором коммуникаций. За этими технологиями скрывается смена потребительской парадигмы, к примеру, теперь за покупками не обязательно идти в магазин — товар можно заказать в Сети. Однако мало кто задумывается над тем, что скрывается внутри его коммуникатора, хотя на самом деле это целый мир технологий — сотни микросхем, которые подсоединяются к модернизированным высокоскоростным сетям, чтобы передать через приложения, разработанные тысячами разработчиков, заказ на доставку единицы товара.
Нечто подобное будет происходить и в случае с ИИ — эта технология будет «растворена» в массе софта и аппаратных средств, но не всякий озаботится вопросом, какая технология стоит за голосовым ассистентом внутри телефона. «Для большинства из нас ИИ так и останется невидимым», — уверен Буи. Однако для предприятий такая ситуация представляет опасность, поскольку они могут остаться в неведении относительно того, как ИИ меняет отрасли, рынки или бизнес-модели.
Ему вторит Рейл: «Будучи встроенным в приложения, ИИ будет скрываться за кулисами. Скорее всего, пользователи даже не узнают, что он там есть. Технологическая компания, если она рассчитывает на серьезное рыночное положение, должна отбросить флирт и окунуться в ИИ. Если она не применяет ИИ, она теряет конкурентное преимущество».