Пятое ежегодное исследование State of Digital Transformation компании Altimeter показывает, что цифровая трансформация (ЦТ) все глубже проникает на предприятия. Она меняет характер работы и конкуренции и помогает компаниям эффективно адаптироваться к развивающейся цифровой экономике, сообщает портал ZDNet.

Ежегодное исследование State of Digital Transformation имеет целью выявить сдвиги и тенденции, определяющие происходящую ЦТ. И оно вновь отразило непрерывную эволюцию предприятий, связанную связи с дальнейшим развитием революционных технологий, усилением их влияния на организации и рынки.

В исследовании отмечается, что 1) бюджеты на ЦТ стремительно растут; 2) список революционных технологий, находящихся в поле зрения акционеров, расширяется; 3) инициатива в области ЦТ переходит к руководству компаний, а управление ею осуществляется кросс-функциональными группами на основе сотрудничества; 4) среди направлений инвестиций в ЦТ продолжает лидировать удобство для клиентов; 5) возрастает также значение удобства работы и организационной культуры, которые создают возможности для изменений, роста и инноваций и ускоряют их. В 2019 г. стратегическая ЦТ получит дальнейшее распространение, выйдя за пределы ИТ и распространяясь на организации в целом, что отразится на их конкурентоспособности.

Пять основных выводов исследования

  1. Успешная ЦТ — это инициатива в масштабе всего предприятия, с которой лучше всего справится лидер, хорошо знающий организацию. Уже второй год подряд CIO чаще других выдвигают или поддерживают инициативы в области ЦТ (28%), а СЕО все чаще играют роль руководителей ЦТ (23%).
  2. Требования рынка являются главными стимулами ЦТ. Большинство инициатив появляются с целью обеспечения роста бизнеса (51%) и его конкурентоспособности (41%). Поскольку ежедневно публикуются сведения о новых хищениях данных, новые стандарты вроде GDPR также служат толчком к трансформации организаций (38%).
  3. Несмотря на то, что растет понимание важности для ЦТ человеческого фактора (опыта работы и организационной культуры), большинство инициатив по-прежнему ориентированы на модернизацию точек соприкосновения с клиентами (54%) и развитие инфраструктуры (45%). Но многие организации не прилагают должных усилий для понимания своих клиентов, аж 41% компаний инвестируют в ЦТ без тщательного изучения клиентуры.
  4. Главной проблемой лидеров ЦТ остается вовлечение в нее всей организации. Опрошенные компании сообщили, что ЦТ часто все еще рассматривается как центр затрат (28%) и что трудно получить подтверждающие ее экономический эффект данные (29%). Значительные трудности связаны также с культурой. ЦТ препятствуют устоявшиеся взгляды и сопротивление изменениям (26%), юридические проблемы и вопросы, связанные с государственным регулированием (26%).
  5. Инновации прокладывают себе дорогу в организациях. Почти половина респондентов сообщила, что они формируют культуру инноваций. Создание инновационных команд становится нормой.

Исследование содержит ряд других важных положений, которые должен учитывать каждый лидер ЦТ при разработке показателей для оценки текущего состояния и определении направлений инвестиций.

Основные направления цифровой трансформации

85% опрошенных компаний сообщили, что их связанные с ЦТ инициативы вышли за пределы ИТ и охватили организации в целом. Тем не менее, ИТ по-прежнему лидируют в области совершенствования условий работы и обслуживания клиентов. Главными направлениями ЦТ являются ИТ, обслуживание клиентов, операции, инновации и маркетинг.

Цифровая трансформация на уровне структурных единиц

«Обычно цифровая трансформация начинается с менталитета, ставящего технологию на первое место: 51% компаний нацеливают инвестиции в цифровую трансформацию на модернизацию ИТ-инфраструктуры и технологий (например, облаков, организации сотрудничества, коммуникаций, безопасности, мобильности). ЦТ — это модернизация суммы важнейших частей организации посредством инвестиций в сами эти части (бизнес-подразделений и функции). Это переход от перетягивания каната между маркетингом и ИТ к распределенному балансу и сотрудничеству во всей организации», — сказал автор исследования, главный аналитик фирмы Altimeter Брайан Солис.

Основные движущие силы цифровой трансформации

Свыше половины компаний (51%) называют инновационную модель бизнеса главной движущей силой ЦТ, а изучение возможностей роста на новых рынках — своей основной целью. Прежде приоритетными считались модернизация технологий на предприятии и повышение уровня обслуживания клиентов. Сегодня основным стимулом являются инновационные возможности новой бизнес-модели, создающие новые источники дополнительного дохода.

Пятью главными движущими силами ЦТ являются возможности роста на новых рынках, меняющиеся поведение и предпочтения клиентов, обострившаяся конкуренция, новые стандарты и нормы, меняющиеся поведение и предпочтения сотрудников.

ЦТ — долгосрочная программа, а выигрыш — улучшение обслуживания клиентов

Согласно исследованию, организации, проходящие шесть этапов ЦТ, разрабатывают дорожные карты, ориентируясь на интересы клиентов, а затем распределяют инициативы по предприятию. Результаты исследования служат напоминанием всем новаторам в бизнесе, что ЦТ — это процесс, а не конечный пункт. Путеводными звездами являются скорость, массовая персонализация и интеллектуальное сотрудничество с целью совместного создания стоимости сотрудниками, клиентами, партнерами и сообществами.

Отсутствие данных для оценки экономического эффекта

Основные проблемы ЦТ по-прежнему связаны с измерением экономического эффекта, бюджетом, культурой, рисками, управлением изменениями и нехваткой специалистов. Технический долг также представляет проблему. Эти трудности всегда будут сопровождать любую трансформацию. Здесь уместно вспомнить мудрые слова авторитетнейшего специалиста в области управление Питера Друкера: «Нет необходимости осуществлять перемены. Выживание не является императивом».

Основные приоритеты технологических инвестиций в 2019 г.

Прежде среди относящихся к ЦТ лидировали инвестиции в облачные вычисления и мобильность. В 2019 г. и в дальнейшем это будут кибербезопасность, искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей, аналитика в реальном времени, платформы электронной торговли и социальные сети. Возбуждают аппетит также блокчейн, 5G и носимые устройства. Если включить в категорию «ИИ» машинное обучение и аналитику в реальном времени, ИИ окажется на первом или втором месте среди приоритетных инвестиций.

Метрики цифровой трансформации

Три главных показателя, о которых сообщают компании, предназначены для отслеживания роста бизнеса и операционной производительности: 1) рост (лиды, конверсии и продажи), 2) операционная эффективность (денежный поток, валовая маржа), 3) эффективность бизнеса (доход и прибыль). Большое внимание уделяется вовлечению клиентов и сотрудников. Такие относящиеся к клиентам метрики, как удовлетворенность, индекс потребительской лояльности, пожизненная ценность, находятся на четвертом месте.

Рекомендации

Для ускорения и успеха ЦТ Солис рекомендует следующее:

  1. ведите аудит состояния ЦТ в вашей компании на протяжении всех шести этапов;
  2. изучайте цифрового клиента и используйте появляющиеся идеи и возможности;
  3. изучайте сотрудников, чтобы улучшать условия их работы;
  4. поставьте данные в центр принимаемых вами решений;
  5. согласовывайте инвестиции в ЦТ с целями бизнеса;
  6. тщательно взвесьте, как вписываются технологические тенденции в вашу дорожную карту ЦТ;
  7. сделайте приоритетной культуру трансформации и инноваций.

Лидеры бизнеса должны осознать, что мировой бизнес перешел от экспериментов к инновациям. Прошедшие ЦТ организации понимают, что устойчивый рост возможен только благодаря инвестициям во все новые технологии (облака, мобильность, социальные сети, ИИ, Интернет вещей, электронная торговля и т. д.).