Средства самообслуживания способны упростить применение бизнес-аналитики, предоставив пользователям доступ к данным. Но если число пользователей измеряется тысячами, требуется тщательное планирование, пишет портал TechTarget.
Идея бизнес-аналитики самообслуживания (self-service business intelligence, SSBI) довольно проста: передать аналитические инструменты в руки бизнес-пользователей, которым они больше всего нужны для принятия своевременных решений. В результате пользователи смогут создавать запросы, отчеты и визуализации, которые позволят им выявлять наиболее важные для них тенденции развития бизнеса. Все это при минимальном участии ИТ-подразделений и даже бизнес-аналитиков.
Хотя идея проста, реализовать ее непросто, если речь идет о надежном масштабировании SSBI для тысяч пользователей.
«Организации хотят передать данные в руки тех, кто находится к ним ближе всего, без необходимости обращаться в ИТ-подразделение, — считает директор Anexinet по аналитике Брайан Моффо. — Однако большинство к этому не готово. Основными проблемами являются готовность организаций, качество данных и управление». По его словам, может оказаться опасным просто открыть на предприятии кран, из которого потекут данные. Результаты разведочного анализа могут быть переоценены.
Чтобы подготовиться, организациям следует на основе передового опыта разработать приемы использования SSBI и обеспечить с их помощью надлежащее планирование, четкое управление данными, инфраструктуру и необходимые средства. Это позволит запустить полномасштабную долгосрочную программу SSBI.
Быстро добивайтесь первых успехов
Чтобы набрать обороты и опробовать сценарии использования SSBI, организациям следует стремиться быстро получить преимущества, сказала директор Information Builders по изучению рынка Линдси Уайз: «Это значит, что нужно определить ключевые результаты или метрики и создать приложения самообслуживания, согласованные с принятием бизнес-решений на основе результатов аналитики и визуализации».
Одним из примеров могут служить операционные приборные панели, которые помогают специалистам по цепочкам поставок прокладывать транспортные маршруты с учетом таких факторов, как погода, интенсивность движения и т. д. Приборные панели для высшего руководства также могут дать немедленную отдачу от вложенных в самообслуживание средств.
«Приборные панели для руководства являются отличными точками доступа к аналитике в режиме самообслуживания, информирующими об общей производительности. Кроме того, с помощью визуализации они позволяют глубоко изучать положение дел и принимать решения с использованием большего объема информации», — сказала Уайз.
В качестве бонуса эти приборные панели предоставляют прекрасный способ получить поддержку важнейших руководителей, которая потребуется, чтобы запустить программу самообслуживания, охватывающую всю организацию. Если они будут ежедневно видеть пользу от этого, то скорее поймут ценность инструментов SSBI для других пользователей на предприятии.
Подготовка данных
Передовой опыт использования SSBI требует фундамента в виде эффективного управления данными. Эксперты считают, что организации должны предоставить бизнес-аналитикам и пользователям возможности для творчества при коррелировании и визуализации данных.
Моффо предлагает несколько советов по поводу подготовки данных: «Ужесточите стандарты качества данных, чтобы у всех, кто с ними работает, были чистые данные. Разведочный анализ данных — прекрасное средство, чтобы найти новые способы расширения бизнеса, но он все же должны отвечать стандартам качества, чтобы избежать принятия решений на основе неточной или нечеткой информации».
В то же время целесообразно не переусердствовать с контролем данных, чтобы позволить аналитикам и пользователям изучать те потоки данных, которые в ином случае были бы им недоступны. «Постепенно открывайте вентиль, регулирующий поток данных, и ведите непрерывный тренинг для всех, кто работает с данными, — сказал Моффо. — Чем больше они понимают, тем лучше будут результаты».
Делайте акцент на сотрудничестве в масштабе организации
Обычно передовой опыт SSBI апеллирует к тесному сотрудничеству между тремя основными группами заинтересованных лиц: бизнес-пользователями, которые будут использовать результаты аналитики, бизнес-аналитиками и ИТ-специалистами.
«Как правило, одним из способов обеспечения успешного самообслуживания является сотрудничество специалистов по ИТ и бизнесу с целью определить, как будет осуществляться управление данными. При таком способе команда аналитиков разрабатывает решения, а команда ИТ управляет всеми данными, — сказала Уайз. — В некоторых организациях ИТ-подразделения управляют всеми аналитическими проектами. Эффективности такого управления мешает то, что большинство ИТ-подразделений сосредоточены на технологии и инфраструктуре. Для успеха самообслуживания требуется команда, которая будет решать проблемы бизнеса с помощью технологии».
Джастин Батлайон, учредитель сообщества аналитиков и специалистов по данным ProjectBI, также предпочитает, чтобы бизнес-аналитики играли ведущую роль в визуализации и моделировании данных, а специалисты по ИТ занимались инфраструктурой.
Как работают традиционная бизнес-аналитика и бизнес-аналитика самообслуживания
Традиционная бизнес-аналитика | Бизнес-аналитика самообслуживания |
---|---|
Бизнес-пользователь составляет требования к отчету/приборной панели |
ИТ-подразделение собирает требования пользователей к инструменту самообслуживания |
Пользователь передает запрос в ИТ-подразделение |
Запускается инструмент самообслуживания, предоставляя бизнес-пользователям доступ к данным |
ИТ-специалисты извлекают данные и загружают их в хранилище для анализа |
Бизнес-пользователь имеет непосредственный доступ к данным |
ИТ-подразделение создает модель данных |
Бизнес-пользователь готовит данные для включения в модель |
Пользователь одобряет отчет или приборную панель либо требует внесения изменений |
Бизнес-пользователь создает модель данных |
«Аналитики лучше всех знают потребителей данных и сами нуждаются в визуализации для предоставления своих услуг. ИТ-подразделения, как правило, не знакомы с основным бизнесом в такой степени, которая необходима для понимания потребностей бизнес-пользователей», — сказал Батлайон.
Используя эти знания, аналитикам следует выявить среди бизнес-пользователей наиболее опытных и помочь им создать набор инструментов, моделей и визуализаций, которые в максимальной степени соответствуют их ежедневным потокам работ.
«Визуализация — работа в такой же мере творческая, как и техническая, — отметил Батлайон. — Гибкая совместная работа представителей бизнеса и ИТ является одним из способов получить максимум от времени, потраченного на проектирование и разработку важнейших визуализаций, которые в конечном итоге помогут определить направление движения вашей организации или вашего предприятия».
С самого начала планируйте масштабирование
Несколько независимых пилотных проектов позволят быстро добиться первых успехов. Но единственным способом предоставить SSBI тысячам пользователей является программа, в которую изначально заложено масштабирование.
«Во многих случаях команды разрабатывают решения, которые отвечают их собственным потребностям или потребностям подразделений. Самообслуживание рассматривается как способ быстрого получения большого объема знаний самыми разными группами, — сказала Уайз. — К сожалению, многие решения принимаются на уровне бизнеса без сотрудничества с ИТ-подразделениями».
В результате появляются ненадежные данные и кошмар с соблюдением требований регуляторов.
«Чтобы иметь возможность масштабировать, компании должны понимать, какие данные у них имеются, как они взаимосвязаны в масштабе организации, какая в настоящее время существует инфраструктура и что необходимо для масштабирования на уровне платформы, — сказала она. — В принципе, для успешного масштабирования самообслуживания на предприятии в целом компаниям следует использовать проактивный подход и оценить провайдеров решений, которые способны поддерживать будущий уровень масштабирования, а не только сегодняшние сценарии использования».
Данная проблема не является и чисто технологической. Имеющимся в организации группам необходимо планировать процесс масштабирования, если они хотят, чтобы аналитика самообслуживания действительно прижилась. Некоторые организации, такие как Morgan Stanley, создают для этого стимулы, формализуя передовой опыт использования SSBI (потоки работ, взаимоотношения между подразделениями и т. д.) посредством формирования центров возможностей.
Соблюдайте баланс между ИТ и бизнес-аналитикой
Наконец, руководители подразделений ИТ и бизнес-аналитики должны осознать, что в долгосрочной перспективе при осуществлении программы SSBI они столкнутся с напряженностью, которую необходимо будет устранить. Например, крупный конфликт возникает между расходованием времени бизнес-аналитиков на обучение пользователей имеющимся возможностям самообслуживания и на создание новых.
«Люди относятся к аналитике как к кондитерской и хотят непрерывно получать новые инструменты, отчеты и приборные доски, — сказал Батлайон. — Внедрение важнее, и необходимы сильные аналитики, которые в состоянии противостоять сильным менеджерам, требующим все новых блестящих игрушек вместо использования уже имеющихся инструментов».
Другой серьезный конфликт — это конфликт между скоростью и оптимизацией. «Занятые бизнес-аналитикой и операциями всегда требуют от организации эффективности и оптимизации. Проблема в том, что такая философия может противоречить всеобъемлющей стратегии компании, — сказал он. — Если целью является рост, и на это ориентированы все, кроме осуществляющих текущие операции, вам придется сильно пободаться. Здесь трудно найти баланс, это может вызвать большое разочарование у отдела операций».
Эти трудности можно устранить с помощью передового опыта использования SSBI.