Несмотря на то, что тема цифровой трансформации набирает популярность, далеко не все предприятия относятся к ней с энтузиазмом. Это и неудивительно, учитывая, что реализация цифровых проектов требует усердия, тщательной подготовки и состоит из нескольких этапов, пишет на портале Information Age технический директор разработчика БД NoSQL Couchbase Пэрри Круг.
По данным недавнего исследования IDG, в этом году инвестировать в цифровые инициативы планируют 89% компаний. Однако шумиха вокруг этих инициатив не означает, что все они проходят гладко и заканчиваются успехом. Ситуация изначально усложняется тем, что многими отраслевыми источниками цифровая трансформация подается в негативном ключе, порождая вокруг себя мифы и дезинформацию. Тем не менее, рыночная действительность вынуждает компании или подстраиваться под новые требования, или приготовиться к неминуемому отставанию от конкурентов.
Согласно результатам исследования, ИТ-директора отводят отстающим в процессах цифровизации предприятиям четыре года жизни, после чего им грозит банкротство или же поглощение конкурентом. К такому плачевному событию приводит нисходящая спираль снижения качества обслуживания клиентов, дальнейшее сокращение их числа, а затем падение доходов и сокращение ресурсов предприятия. Чтобы понять, чем чревато отставание, далеко ходить за примерами не нужно. Достаточно вспомнить историю британской сети супермаркетов House of Fraser и крупнейшего продавца музыкальной продукции HMV — из-за неспособности идти в ногу со временем обе компании обанкротились.
Ставки в бизнесе велики — это же касается и цифровой трансформации, однако и большие, и малые предприятия должны понимать, что она является единственным проводником в мир цифровых технологий. Приступая к преобразованиям, компаниям не помешает узнать о пяти распространенных мифах о цифровой трансформации, которые пришло время развенчать.
Миф 1: Цифровая трансформация означает большие расходы
По оценкам IDC, в 2022 г. предприятия потратят на проекты в области цифровых преобразований более 2 трлн. долл. Такая внушительная сумма говорит об активности крупных компаний. Конечно, у малых компаний вряд ли найдется способ изыскать сравнимые средства на цифровизацию, однако здесь важно понимать, что успешный результат не всегда сопоставим с объемом вложенных средств. Опрос ИТ-директоров, проведенный той же исследовательской компанией, показал, что 88% цифровых проектов потерпели неудачу, были отложены или оказались недостаточно масштабными.
Почему они потерпели неудачу? Ответ на этот вопрос не требует длительных рассуждений: компании израсходовали выделенные на трансформацию средства неправильно. При желании даже небольшие компании могут «оцифроваться», для чего имеется достаточно возможностей. Не в последнюю очередь на руку им играет прогресс цифровых технологий — Open Source, широкое распространение облаков с подписной моделью на приобретение софта и сервисов, что позволяет объединять их с локальными инструментами в любых комбинациях.
Миф 2: Отсутствие ресурсов для цифровизации
95% опрошенных IDG ИТ-директоров признали, что одной из основных преград на пути цифровой трансформации может стать отсутствие ресурсной базы. Некоторые из них добавили, что это является для их компаний «неразрешимой задачей». Примечательно, что как раз те компании, которые жалуются на недостаток ресурсов, наиболее подвижны. Это связано с тем, что они не скованы внутренними процессами или большим количеством унаследованных технологий и могут бесшовно заменять их на новые. Задача упрощается наличием широкого спектра доступных учебных материалов, примеров внедрения и другой информации, которую можно почерпнуть в Интернете.
Миф 3: Клиенты считают цифровизацию вторичным элементом инфраструктуры
Еще несколько лет назад клиенты не придавали особого значения инфраструктуре поставщика, однако в теперешнее время ситуация кардинальным образом изменилась — они ждут надежного и персонализированного обслуживания от каждой компании, с которой взаимодействуют. Увеличение количества интернет-гигантов, предлагающих многоканальное обслуживание, а также инновации в цифровом маркетинге привели к тому, что клиенты желают получить от поставщиков бесшовные, интуитивно понятные модели работы. Если клиент их не получит, то, скорее всего, перейдет к конкуренту. Важно запомнить: клиенты хотят взаимодействовать с поставщиками на своих условиях, т. е. через современные цифровые платформы. Удовлетворить их желание — единственно реалистичный способ укрепить свое положение в конкурентной среде.
Миф 4: СМБ не требуются масштабируемые платформы
Это один из самых распространенных мифов, сдерживающих развитие бизнеса. Нужно усвоить, что в некоторых случаях предприятиям приходится в экстренном режиме переходить от взаимодействия с несколькими десятками к взаимодействию с тысячами клиентов. Это явление хорошо известно крупнейшим цифровым компаниям, которые появились за последние несколько лет. Очевидно, что не каждый бизнес может рассчитывать на мгновенный приток клиентов, но учитывать масштабируемость и надежность работы платформ крайне важно. Компании должны вкладывать средства в инструменты, которые помогут в кратчайшие сроки справиться с неожиданным увеличением спроса или с другими непредвиденными обстоятельствами (активность сотрудников, работающих удаленно или хакерская атака на компанию). Готовность к нештатному ходу развития событий важна независимо от того, сколько у компании клиентов.
Миф 5: Для внедрения цифровых инноваций требуется переквалификация персонала
Связывать цифровую трансформацию с необходимостью переподготовки сотрудников — заблуждение. По большей части оно связано с прогнозами экспертов. Так, по данным Gartner, к 2022 г. цифровизация станет причиной пересмотра 80% организационных навыков у персонала предприятий. Однако к прогнозам экспертов следует подходить критически, адаптируя имеющийся штат сотрудников к внедрению инноваций по модели «снизу вверх», основанной на инициативах, идущих снизу.
Другими словами, предприятиям не стоит фокусироваться на новейших достижениях технологической мысли и выжидать, когда их сотрудники их освоят. Лучше всего внедрять те технологии, которые соответствуют уже имеющимся у них навыкам. Рынок представлен множеством инструментов и систем, которые облегчают внедрение новых технологий — от языков программирования до облачных технологий и систем безопасности. Инвестируя время и средства в технологии, которые не требуют переобучения персонала, предприятия проложат путь бесшовному и естественному освоению сотрудниками новых принципов работы — взамен того, чтобы принуждать их к применению избыточно сложных систем директивными методами управления.
Выводы
Очевидно, что цифровая трансформация — это не маркетинговые изыскания, а тенденция, которая пришла всерьез и надолго, как не менее очевидно и то, что за нее следует браться только при наличии плана, выверять каждый шаг и не бояться экспериментов. Со временем придет понимание, что цифровизация не настолько непреодолимое препятствие, каким оно кажется на первый взгляд. И уж тем более к ней не следует подходить со скепсисом, рассматривая трансформацию как дорогостоящий, отнимающий много времени проект. Относитесь к нему как к инструменту. Успешная инициатива цифрового преобразования не зависит от размера предприятия, здесь важно другое — непрерывное взаимодействие между ним и клиентами.