Человечество стоит на пороге Четвертой промышленной революции (ЧПР), что открывает предприятиям всех форм и размеров новые возможности, особенно это касается организаций, которые внедряют программы цифровой трансформации. Автономные транспортные средства, технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект, робототехника, блокчейн и IoT — все это технологии, которые отворяют двери ЧПР. Портал InformationWeek опросил экспертов с целью узнать подробности того, что из себя представляет ЧПР и как предприятиям к ней подготовиться.
По мнению главного консультанта консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Мохамеда Канде, ЧПР представляет собой столкновение двух миров: «Сталкиваются времена и технологии, аналоговые активы упираются в цифровую стену». Это ставит перед многими отраслями промышленности во всем мире задачу, которая заключается в том, чтобы овладеть появляющимися бизнес-моделями и справиться с растущими ожиданиями клиентов.
«Руководители должны думать не только о том, как извлечь выгоду из этих технологий, но и как реагировать на резкие рыночные изменения, вызванные непредвиденными технологическими инновациями и сулящих обилие возможностей», — считает он.
Предстоящая задача
В настоящее время ИТ-лидеры сталкиваются с двумя сложными задачами: необходимостью внедрения инноваций в бизнес-модели и определения задач следующего поколения. По словам Канде, выпуск инновационных продуктов в эпоху ЧПР не станет достаточным залогом успешной коммерческой деятельности — лидеры встанут перед необходимостью сбалансировать его с инновациями в бизнес-модели, которые потребуются организации для взаимодействия с изменяющейся рыночной средой.
Директор по исследованиям в области новых технологий консалтинговой компании Deloitte Скот Бухольц полагает, что наилучший способ подготовки к ЧПР — комбинирование технологий для решения различных бизнес-задач: «Если технологии не приспособлены для решения бизнес-задач, они, как правило, не помогут организации выдерживать ритм рыночных изменений».
Начало работы
Взаимосвязь, совместная работа — ключевые компоненты подготовки бизнеса к новым технологиям, считает директор по консалтингу североамериканского подразделения разработчика оборудования для послойной печати EOS Грегори Хейс. «Успешно внедрить в одиночку такие новые технологии, как AR, VR или блокчейн, не сможет ни одна компания, поэтому ИТ-лидеры могут подготовиться к внедрению путем налаживания партнерских отношений с организациями, которые уже имеют подобный опыт и могут поделиться с ними частью компонентов необходимого им ИТ-решения», — сказал он.
Экспериментальные проекты, пилотные программы — привычная схема оценки перспективных технологий. «На обкатку технологии требуется время, поэтому не спешите запускать ее в производство. Такой подход имеет и другое преимущество, давая сотрудникам время адаптироваться и изучать новые технологии по мере их внедрения», — советует Бухольц.
Тем не менее, несмотря на все усилия, многим проектам ЧПР не удалось пройти пилотную стадию. «Это не значит, что проект не принесет пользы. Здесь проблема в другом — в ошибках планирования, в том, что ИТ-лидеры не могут подобрать для него реальное применение, изобрести готовые бизнес-кейсы и обеспечить их последующее воплощение», — отметил директор по инновациям и вице-президент IBM Watson IoT Стефан Биллер.
В свою очередь Канде упомянул о важности развития и воспитания персонала, готового к переменам: «Люди — не просто исполнители, от них зависит насколько бесшовным и гладким будет внедрение технологий в организации. Если вы принимаете решение инвестировать в технологии следующего поколения, важно, чтобы ваши сотрудники знали, как их правильно применять и ежедневно взаимодействовать с ними».
В предстоящие годы практически всем типам предприятий потребуются дизайнеры и инженеры, которые могут мыслить категориями ЧПР. «Предстоит пересмотреть методологии проектирования, учета проблем безопасности и других организационных моментов, которые работали в эпоху Третьей промышленной революции, но не годятся для ЧПР, — сказал Хейс.
По мнению Канде, добиться максимально возможной рентабельности инвестиций (ROI) можно исключительно путем синхронизации ИТ-инвестиций, операционных технологий и управления персоналом. «Лидеры должны убедиться, что их цифровые инвестиции соответствуют инвестициям в человеческий ресурс. Если организация сосредотачивается только на технологиях, она упускает из виду критические пробелы в готовности и образованности персонала встретить эти технологии, что в итоге становится одной из основных причин провалов инициатив в области цифровой трансформации», — объяснил эксперт.
Максимизация рентабельности инвестиций
Приступая к инвестициям в технологии ЧПР, ИТ-руководители и бизнес-лидеры стремятся к максимизации рентабельности инвестиций. Для достижения этого результата Хейс советует приступать к внедрению поэтапно: «Разработка стратегии на начальном этапе, реализация необходимых инвестиций и расчет потенциальной рентабельности — с течением времени вы поймете, насколько важными в максимизации прибыли являются эти шаги».
По словам Биллера, по мере того, как проекты проходят экспериментальную стадию и подготовлены к коммерческой эксплуатации, за ними нужно постоянно следить, сверяя их на соответствие с определенными KPI: «Отслеживание их прогресса дает четкий и видимый результат, что помогает вам на этапе расширения проекта и первоначального развертывания завоевать доверие и заинтересованность внутренних команд и деловых партнеров».
Намечается тенденция, что в ближайшие несколько лет границы между ИТ и бизнесом продолжат стираться, как и размываться выделяемые им бюджеты, поэтому CIO и бизнес-лидерам нужно сосредоточиться на общей ценности бизнеса, а не на отдельных направлениях, советует старший партнер и управляющий директор консалтинговой компании Boston Consulting Джей Венкат. Он также добавил, что ИТ-директорам следует заниматься саморазвитием, следить за новыми технологиями и пытаться понять, какие из них несут конкретную пользу: «Свободное владение предметом поможет им в переговорах с деловыми партнерами при выборе подходящего набора технологий».