Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработал индекс цифровизации бизнеса, который характеризует скорость адаптации к цифровой трансформации организаций предпринимательского сектора в России, странах Европы, Республике Корея, Турции и Японии. Индекс рассчитан по следующим пяти показателям: уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю.
Цифровые технологии проникли во все сферы жизни, изменили экономические и организационные процессы, способы коммуникаций между поставщиками и потребителями товаров и услуг. Для интегральной оценки уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ разработан индекс цифровизации бизнеса (далее — Индекс). Он характеризует скорость адаптации к цифровой трансформации, уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем, включенность в электронную торговлю организаций предпринимательского сектора. Индекс рассчитан по России и странам Европы, Республике Корея, Турции и Японии.
Лидирующую позицию среди указанных стран занимает Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов. Далее следуют Бельгия (47), Дания (46), Республика Корея (45). Россия (28 пунктов) находится в одном ряду с такими странами Центральной и Восточной Европы, как Болгария, Венгрия, Польша и Румыния.
Анализ интенсивности использования в нашей стране отдельных технологий, учитываемых при расчете Индекса, показывает, что широкополосный доступ к интернету применяют 82% организаций, облачные сервисы — 23%, ERP-системы — 19%, электронные продажи — 12%, RFID-технологии — 6%.
Разрыв между российскими показателями и аналогичными данными по Финляндии, имеющей наибольшее значение Индекса, варьирует от 9 до 43 процентных пунктов. Минимальное отклонение зафиксировано в таких сферах, как электронные продажи (9 процентных пунктов) и использование RFID-технологий (17), максимальное — в отношении облачных сервисов (43).
В зарубежных странах наименее востребованными из всех перечисленных технологий оказались электронные продажи (их применяют в среднем только 17% организаций) и RFID-технологии (14%). Максимальная дифференциация отмечается по использованию RFID-технологий и облачных сервисов (в 8,4 и 8,3 раза соответственно). При этом по каждому показателю можно назвать страну-лидера. Так, по внедрению электронных продаж верхнюю строчку занимает Ирландия (30%), RFID-технологии наиболее интенсивно используются в Республике Корея (42%), ERP-системы — в Бельгии (54%), облачные сервисы — в Финляндии (66% организаций). Стопроцентный охват организаций широкополосным интернетом достигнут в Дании, Литве, Нидерландах, Финляндии.