Роботизированное ПО продолжает развиваться опережающими темпами — если раньше оно брало на себя часть рутинных или повторяемых процессов, то теперь оно готовится заменять целые профессии. Подтверждением этому является открытие ведущей американской RPA-компанией Automation Anywhere магазина ботов (bot store) Digital Workers, где каждый работодатель может подобрать себе «цифрового рабочего» по вкусу. Портал TechTarget опросил экспертов с целью выяснить степень готовности новой технологии к внедрению на предприятиях.
Не успела еще закончится первая волна автоматизации, которая во многом полагается на ограниченные возможности ботов, как грядет вторая — на замену ботам приходят «цифровые сотрудники», или «цифровые персоны», которые способны выполнять гораздо больший спектр должностных обязанностей. Поставщики RPA предлагают их уже сейчас, и эти RPA-боты следующего поколения предназначены для решения многочисленных задач, которые до сих пор выполнялись людьми определенных профессий. «RPA реализуется посредством ботов, которые хоть и не могут заменить сотрудника с занятостью на полный рабочий день, но все же могут выполнять широкий круг обязанностей, которые сейчас возложены на людей. „Цифровые рабочие“ — подходящий термин для нового поколения ботов, потому что они больше, чем RPA», — сказал руководитель направления новых сервисов и развивающихся технологий консалтинговой компании PwC Скот Ликенс.
В качестве примера можно привести недавний анонс «бот-стора» Digital Workers, который принадлежит Automation Anywhere и где каждому условному «цифровому сотруднику» соответствует конкретный круг обязанностей по автоматизации бизнес-процессов. Например, Digital AWS IT Admin умеет считывать заявки пользователей, содержащие просьбы о разрешении технических проблем, сбрасывать пароли, создавать экземпляры Elastic Compute Cloud и готовить отчетность. К числу других электронных сотрудников Automation Anywhere принадлежат Digital Azure IT Admin, Digital Google Cloud IT Admin и Digital SAP Accounts Payable Clerk.
«Мы получили четкие сигналы от нашей экосистемы клиентов — сфокусироваться на ролях, которые выполняют люди», — сказал Мукунд Сригопал, директор по маркетингу продуктов Digital Worker Ecosystem, основной платформы Automation Anywhere. Этот вендор присоединяется к другим технологическим компаниям с целью применения усовершенствованных методов робототехники, машинного обучения и искусственного интеллекта для автоматизации не только отдельных задач, но и рабочих мест. Arago, Blue Prism, IPsoft и Kryon также входят в число компаний, работающих над технологиями для цифровизации рабочей силы.
Аналитики и исследователи ожидают, что поставщики средств автоматизации всецело сконцентрируются на этом направлении, так как руководители предприятий и ИТ-директора все чаще обращаются за помощью к RPA. Директор по исследованиям консалтинговой компании Gartner Стефани Стоут-Хансен говорит, что внедрение RPA растет бешеными темпами и некоторые поставщики ПО для автоматизации нарастили на его реализации доходы в трехкратном размере. По ее словам, поставщики RPA прекрасно понимают, что по мере роста рынок затребует новых, более сложных предложений и поэтому уже сейчас работают над ними. Ссылаясь на выводы Gartner, она заявила, что «дорожные карты вендоров RPA по запуску продуктовых линеек отражают их желание задействовать более сложные технологии — компьютерное зрение, встроенную автоматизацию и автоматические системы». По данным аналитиков, RPA-рынок будет двигаться от автоматизации отдельных задач в сторону «большей автоматизации на уровне процессов, которая в конечном итоге перерастет в оркестровку процессов».
Сложности, препятствующие автоматизации
Автоматизация предприятий набирает обороты, но она проходит не без сложностей. Согласно прогнозам Gartner, в будущем большинство поставщиков RPA перейдут на подписную модель оплаты и это разнообразие затруднит сравнение предложений для клиентов. Кроме того, предприятиям предстоит столкнуться с недоработанностью отдельных RPA-проектов, которые будут поставляться без встроенной аналитики, удобных инструментов управления и защиты, тогда как поставщики выставляли их как готовые для развертывания решения «из коробки». Учитывая накапливающиеся проблемы, фирмам имеет смысл обмениваться опытом, создавая центры передового опыта, чтобы в будущем процессы было легче масштабировать, сказала Стоут-Хансен.
Что касается руководителей предприятий, стремящихся выйти за рамки RPA и фактически автоматизировать рабочие места, то на данный момент, считает Ликенс, у них имеется не так много вариантов, что связано с ограниченным количеством должностей, которые прошли стандартизацию и которые, соответственно, можно автоматизировать. «Рекрутинг, обслуживание дебиторской и кредиторской задолженности — это стандартные процессы, и поэтому они представляют собой хорошие цели для автоматизации. Но таких процессов не так много, как вы думаете. В основном автоматизируются задачи с одним процессом. Это слишком простые задачи», — сказал он.
Планомерное повышение эффективности RPA
Ликенс отметил, что большинство организаций внедряют роботов RPA для автоматизации задач, а не для замены людей «цифровыми работниками». Он считает, что первый тип развертывания RPA, когда автоматизируют существующие процессы, фактически не оптимизируя их, принесет повышение эффективности, но не приведет к качественной трансформации бизнеса.
Стоут-Хансен советует организациям для максимизации отдачи от инвестиций в решения RPA фокусироваться не на автоматизации одиночной задачи, а разобраться с тем, как реорганизовать и масштабировать сами процессы и как интегрировать автоматизацию с другими системами и процессами. По ее словам, адаптация процессов для RPA — это тяжелая работа, но ее необходимо провести, чтобы выйти на окупаемость инвестиций.
Ликенс упомянул о растущей взаимосвязи между RPA и ИИ, который как ничто другое может определить, какие процессы лучше всего автоматизировать и как это сделать наиболее эффективным способом. Со временем влияние ИИ будет только расти. «Автоматизация и цифровизация существующих процессов имеют смысл, однако не все процессы отличаются продуманностью и поэтому препятствуют достижению цели. Интеллектуальная автоматизация, когда машине передоверяется возможность отслеживать все процессы от начала и до конца — это следующий уровень RPA. Основу для этого создают собираемые предприятиями данные о процессах», — сказал он.
Реконструкция должностных полномочий
Сригопал сообщил, что Automation Anywhere разрабатывает «цифровых рабочих» с учетом того, чтобы их развертыванием могли управлять не только ИТ-специалисты, но и руководители бизнес-подразделений. Для удобства компания разместила «цифровых сотрудников» в магазине ботов, который открыли в мае 2018 г. для разработчиков программ для ИИ и машинного обучения. По его словам, несколько корпоративных клиентов применяют RPA-боты для полной автоматизации некоторых рабочих мест, но все же они гораздо чаще применяются для усиления живой рабочей силы.
«Мы рассматриваем RPA-ботов как „цифровых персон“, которые автоматизируют повторяющуюся работу, тем самым разгружая людей для решения более важных задач. Роботизацию следует воспринимать как надвигающуюся тенденцию, которая изменит кадровый и организационный ландшафт. Организации переосмысливают методы работы, выполняемой людьми, реконструируя полный объем работы в фрагментарные составляющие, часть из которых доверяется людям, а другая — программному обеспечению», — сказал Сригопал.
По мнению Ликенса, организации еще далеки от создания рабочей силы, в которой органично сочетаются человеческий и цифровой потенциал. Пока что предприятия занимаются поиском задач, которые можно стандартизировать и затем автоматизировать с помощью «цифровых сотрудников». Со временем появятся стандартизированные RPA-решения для определенных задач, процессов и даже отдельных профессий, а вместе с ними и помощники, которые при помощи несложной настройки смогут справляться с уникальными задачами.
«Цифровые сотрудники» под заказ
Старший вице-президент по маркетингу и управлению продуктами консалтинговой компании OneSource Virtual Кэй Глибе сообщила, что ее компания (она применяет платформу для управления финансами и человеческим капиталом Workday) приступила к разработке собственных «цифровых персон», которых будет предлагать своей клиентуре. OneSource Virtual также будет заниматься их поддержкой и размещением. «Наш план предусматривает создание каталога цифровой рабочей силы. Наши клиенты смогут оформить на нее подписку. Первые „цифровые помощники“ появятся уже в этом году», — сказала она. Партнером OneSource Virtual по внедрению выступила Automation Anywhere, помимо этого было приглашено несколько сторонних консультантов.
Старший вице-президент по исследованиям и разработкам OneSource Virtual Рэнди Блэк, который также курирует ИТ-операции и услуги, заявил, что компания планомерно инвестировала в веб-сервисы и технологии автоматизации на протяжении всей своей
Наступление всеобщей автоматизации: роль CIO
Ликенс считает, что умалять значение ИТ-отделов в деле автоматизации предприятий не стоит. Как технология RPA будет определенно совершенствоваться, обрастать интеллектуальным функционалом, однако бизнес-подразделениям потребуется помощь айтишников. ИТ-служба сможет помочь с созданием, поддержкой и масштабированием инфраструктуры RPA-ботов, а также обеспечить их защиту и управление ими. «ИТ-директора по-прежнему играют очень важную роль в подведении основы для цифрового труда. ИТ-служба поможет удостовериться, должным ли образом налажена на предприятии автоматизация, поэтому без ИТ-специалистов не обойтись», — считает он.