Направление, связанное с управлением активами и автоматизацией этой деятельности, традиционно считалось консервативной областью. Однако, по мнению специалистов RedSys, в этой области перед заказчиками сейчас встают качественно новые задачи. Об этом рассказывают директор департамента развития RedSys Николай Кузнецов и главный аналитик центра отраслевых и бизнес-решений компании Дмитрий Мелешкин.
Ваша компания имеет достаточно большое количество направлений деятельности, что позволяет выделять общие тенденции в сфере корпоративной автоматизации...
Николай Кузнецов: Занимаясь вопросами автоматизации бизнес-процессов, мы замечаем, что сейчас на рынке происходят изменения в требованиях менеджмента к информационной поддержке бизнеса. Причем термин ИТ-поддержка в данном случае начинает трактоваться не в смысле внедрения ИТ-систем определенного класса, как это было ранее, а в своем прямом значении. То есть теперь заказчики непосредственно ощущают потребности в той или иной информации и ищут оптимальные механизмы ее распространения для целей принятия управленческих решений. Другой вопрос, что бизнес не всегда может четко ставить задачу, но то, что речь все чаще идет именно об информации, а не о системах, видно все более отчетливо. Почему это происходит? Опять-таки по нашим наблюдениям, организации все больше вынуждены искать новые направления развития бизнеса или существенно трансформировать имеющиеся. Иногда к этому подталкивает рыночная конкуренция, иногда процессы слияний и поглощений или даже количественное расширение бизнеса. Но в любом случае речь идет о развитии — о новых процессах, методах работы, квалификациях, коммерческих площадях, оборудовании и т. д.
Дмитрий Мелешкин: Пускай пока скромное, но все же вполне заметное проникновение в бизнес цифровых технологий тоже способствует качественному развитию бизнеса очень многих отраслей. А это значит, что теперь все больше компаний (особенно в сфере розничных продаж продукции и услуг), для которых появление новых процессов, введение в строй нового оборудования, найм или обучение персонала становятся перманентной активностью. Но даже то большинство компаний, для которых стабильная модель работы является основной, вынуждены проходить этапы интенсивного качественного развития. В это время внимание бизнес-руководства как раз и сосредотачивается на том, как информационно поддержать бизнес-активности на переходный период. Тем более что подобными активностями бизнес занимается далеко не каждый день, нюансы этой деятельности ему часто знакомы не слишком хорошо и организовать ее предельно эффективно, не владея нужной информацией в нужном разрезе, бывает очень сложно.
На традиционной для компании транзакционной автоматизации руководство в это время не фокусируется. Хотя такая автоматизация часто уже отлажена и продолжает работать в штатном режиме.
ИТ-поддержка качественных изменений в бизнесе в той или иной мере имела место всегда и являлась в известной мере универсальной проблемой. Каким образом суть описанных вами изменений касается вашего основного профиля деятельности — управления активами?
Д. М.: Мы начали с того, что озвучили собственные наблюдения, происходящие в последнее время в бизнесе, и ни в коем случае не утверждаем, что все это связано исключительно с автоматизацией управления активами. Однако под данным углом зрения многие тенденции лучше видны. Начнем с того, что тема управления активами, важность которой в общем никем и никогда не оспаривалась, долгое время не находилась в зоне первичных интересов менеджмента. И то что сейчас ситуация меняется, невольно заставляет задуматься о том, почему это так?
Я бы сравнил нынешний интерес к asset management, пользуясь популярной автомобильной аналогией. Эксплуатируя свой автомобиль каждый день, вы в лучшем случае можете прислушиваться к работе двигателя, т. е. к некому циклу очень большого числа единообразных повторяющихся событий (в данном случае тактов двигателя). Их агрегация по сути и представляет собой шум мотора. Условно сравним это с бизнес-транзакциями, стабильный поток которых тоже агрегируется в некую картину, значимую для топ-менеджеров компании. За этой картиной бизнес и пытается непрерывно следить.
Если все идет нормально, вам вряд ли придут в голову мысли о том, как двигатель крепится к раме, куда и как передается крутящий момент, как передающие элементы взаимодействуют между собой и т. д. Обо всем этом вам придется задуматься, если вы захотите модернизировать свою машину. В бизнесе точно также. Телеком-оператор может обрабатывать миллионы транзакций в день, но периодически возникает, скажем, проблема установки новых вышек. Вышка — это актив, и надо сказать не так уж просто описываемый. Казалось бы, эта деятельность должна быть хорошо знакома оператору. Может это и так, но сталкиваясь с подобной проблемой в своей работе, мы видим, что установка той же вышки является не таким уж и простым проектом. Он бы сильно упростился, если бы, как годами ранее, можно было ставить их на «непаханое» коммуникациями поле. А сейчас компании не могут пренебречь параметрами эффективности, т. е. позволить себе смонтировать вышку, не проработав всесторонне вопросы ее будущей локации, насыщения конкретным оборудованием, стоимости установки и эксплуатации. Сроки вследствие конкуренции тоже сокращаются, да и бюджеты явно не тяготеют к увеличению.
В итоге бизнес-объект и без того с не самым простым информационным описанием становится динамическим — необходимо в некой виртуальной модели «проиграть» несколько сценариев его жизненного цикла. А выбрав на этой основе один из сценариев для реального воплощения, в рамках открывшегося проекта необходимо увязывать между собой работу нескольких групп специалистов и осуществлять мониторинг исполнения работ. Это пример работы лишь одной из отраслей. В других — активы могут быть совершенно иные, но ситуация скорее всего будет очень похожа. Разумеется, для всего этого необходимы ИТ-решения, намного более гибкие и во многих случаях совершенно иные, чем классические транзакционные системы.
Н. К.: Кроме того в новой ситуации мы имеем в виду очень широкий спектр активов, которыми необходимо управлять. В рамках проектов по развитию у нас нет, как это часто имело место ранее, жестких связок: промышленность — производственное оборудование, логистика — транспортные средства, девелопмент — площади различного назначения и т. д. В рамках активности, предпринимаемой одной компанией иногда присутствует целый спектр типов разных активов, и управление некоторыми их видами может на текущий момент быть вовсе новой областью для бизнеса. Да и методы работы с соответствующим объектами в каждом случае могут быть более разнообразными.
Можно ли, с вашей точки зрения, выделить какие-либо методические принципы работы компаний в новых условиях?
Н. К.: Говорить о методических принципах можно и нужно, хотя выделять и классифицировать их как раз сложнее. С одной стороны, имея в виду развитие и трансформацию бизнеса, мы вроде бы говорим о внедрении элементов проектного управления в чисто процессный бизнес. А для решения таких задач казалось бы существуют ИТ-системы проектного управления. Но не надо забывать, что предприятия в своей деятельности по развитию продолжают существовать в привычной им процессной культуре. На самом деле им нужна не классика Project Management, которая часто выступает как отдельная прикладная дисциплина, вовсе не имеющая отраслевой специфики, а скорее некое продолжение ИТ-поддержки отраслевых задач в некоем проектном контексте. В итоге бизнес (пока больше интуитивно, чем методически обоснованно) пытается искать оптимальный компромисс между двумя по сути антагонистическими подходами менеджмента — управлением процессами и проектами. Во все это часто необходимо еще грамотно встроить средства коллективного взаимодействия.
Все это в отдельности в общем для рынка не ново, но создание некоего синтетического подхода, сочетающего разные методы управления и учитывающего, еще раз повторю, специфику задач развития конкретной отрасли можно сегодня считать важной методической задачей.
Что бы вы могли сказать относительно ИТ-решений?
Д. М.: Поиск сейчас идет не только в отношении оптимального синтеза методических подходов, о чем мы только что сказали, но и в сфере ПО. И опять-таки заказчики интуитивно стремятся соединить, казалось бы, несочетаемые подходы. Например, нам приходится слышать пожелания клиентов предоставить им готовое к использованию решение, но в то же время сохранить очень широкие возможности его доработки собственными силами. Мы подходим, по сути, к необходимости тех же сочетаний, работая в проектах с конкретным ПО.
Весьма богатый опыт решения задач мы, например, накопили, внедряя систему TRIRIGA компании IBM. Она как раз сочетает возможности управления очень разными типами активов, а также содержит и иной функционал. В этом ее мощь и в то же время гибкость. Вместе с тем данная система все-таки больше ориентирована на крупных заказчиков.
Сейчас мы также начинаем активно работать с другой системой класса asset management . Эта система реализована на платформе X360 одного из российских производителей. Помимо достаточно богатых возможностей, заложенных в этот продукт изначально, данная платформа может позволить без особых капитальных вложений развивать бизнес-приложения даже собственными силами, что потенциально дает заказчику максимальную гибкость ИТ-поддержки. Эта гибкость становится востребованной как раз в той ситуации, когда заказчику нужно от системы свойства, еще недавно считавшиеся несовместимыми. Но, как показывает наша практика, и такие задачи сейчас решаемы.
На примере последней системы как раз видны некоторые очень важные характеристики решений сегодняшнего дня. В ней, например, изначально существуют и весьма развитые функции ныне востребованных систем класса BPM, но возможности их использования здесь несколько более гибкие. BPM-система — очень мощный и достаточно освоенный рынком инструмент. Он даже считается гибким, но, если присмотреться к большинству классических продуктов получше, эта гибкость в основном выражается в способности интегрировать функционал существующих систем в рамках создаваемого на основе BPM-решения нового бизнес-процесса. Но динамично менять эти процессы, работая в их рамках, трудно, хотя это часто необходимо.
Баланс готового функционала и возможностей разработки очень важен и в том случае, когда мы имеем дело с бизнес-объектами. Наличие таковых в любой корпоративной ИТ-системе (например, та же самая телекоммуникационная вышка, о которой мы уже упомянули), как известно, является важнейшим ее свойством. На платформе X360 уже реализованы многие функции для работы с активами, документами, функции автоматизации взаимодействия с подрядчиками, возможность выстраивания договорной работы и контроля взаиморасчетов и пр. Вместе с тем, предоставляются огромные возможности развития и быстрого изменения существующей функциональности за счет открытости системы и применения современных подходов к автоматизации процессов.
Далее можно упомянуть очень развитый Web-интерфейс системы, позволяющий очень просто и эффективно работать в ней многочисленным партнерам той или иной компании, наличие элементов проектного управления и некоторые другие важные компоненты. Впрочем, вопрос тут скорее не в системе, а в подходе. Как мы уже отметили, современный бизнес вообще и в периоды интенсивного развития и трансформации в особенности часто требует симбиоза привычных инструментов ИТ-поддержки, в совокупности адаптированных под определенные бизнес-задачи. Сочетание готового функционала с возможностями кастомизации тут трудно переоценить.
Насколько сейчас сам бизнес готов к использованию таких инструментов?
Н. К.: Неформальный интерес к инструментам такого рода мы сейчас ощущаем более чем явно, но, чтобы мой ответ не прозвучал декларативно, скажу, как мы для себя объясняем такой интерес. Российский бизнес сейчас вполне зрел для того, чтобы тесное взаимодействия между различными компаниями в разных формах (в форме различных партнерств, оказания услуг в режиме аутсорсинга и т. д.) было значимым для экономики в целом, а также и для каждой организации и ее заказчиков. В этих условиях развитие бизнеса часто ассоциировано с появлением новых активов, которые могут принадлежать одной компании, эксплуатироваться второй, а обслуживаться третьей. Более того, активы могут передаваться в аренду, продаваться, дооснащаться и трансформироваться, и это собственно и есть часть того, что мы называем развитием бизнеса. Словом, ситуация тут сильно отлична о той, что в отношении тех же активов имела и продолжает иметь место на многих крупных предприятиях «консервативного» бизнеса. Там активы (читай производственное оборудование) десятилетиями может эксплуатироваться и обслуживаться совершенно единообразно. В динамичном клиенториентированном бизнесе мы зачастую имеем совершенно иную ситуацию.
Мы считаем, что российский бизнес готов также технологически. Рассуждая о безусловных преимуществах систем с открытым кодом, мы далеко не всегда подчеркиваем, что для максимального раскрытиях их потенциала на стороне клиента должны существовать достаточно серьезные компетенции в области технологий программного обеспечения. Мы видим, что на сегодняшний день таковые на многих предприятиях есть.
ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT