Растущий интерес к автоматизации на предприятиях подчеркивает необходимость поручать людям работу, которая больше всего подходит для людей, а не для машин, и необходимость непрерывного тренинга, пишет на портале InformationWeek Игорь Макаров, президент Areti International Group (создана в результате ребрендинга ГК «ИТЕРА»).
Возьмем для примера банкомат. Он появился в 1969 г. и считался чудом техники, верхом удобства. Не выходя из машины, вы можете подъехать к этому устройству, произвести транзакцию и продолжить путь. Вступать в контакт с людьми не нужно.
Разумеется, это представляло большую проблему, если в то время вы работали кассиром в банке. Эти машины станут выполнять вашу работу, и надобность в вас отпадет, подумали бы вы. Только этого не произошло. Во всяком случае, не сразу.
Вскоре банки обнаружили, что банкоматы действительно выполняют значительную часть обязанностей кассиров, но навыки личного общения последних могут использоваться, например, в маркетинге. И несмотря на распространение банкоматов, кассиры не просто сохранили свои рабочие места. Их число выросло. В какой-то момент в США было 400 тыс. банкоматов и около 550 тыс. кассиров.
Ситуация стала меняться по мере дальнейшего развития технологии, когда появилась возможность осуществлять банковские операции с помощью не только компьютера, но и смартфона. Внезапно отпала нужда и в банкоматах, и в кассирах. Только тогда кассиры стали терять работу.
История банковских кассиров показывает, как автоматизация влияет на экономику. Новые технологии накатывают волнами со все возрастающей скоростью. Компаниям следует усвоить требование времени — адаптируйся или умри.
В основе большинства исследований проблемы «рабочие места и машины» лежит опубликованный Оксфордским университетом в 2013 г. прогноз, согласно которому в результате автоматизации в США будет ликвидировано 47% рабочих мест. Однако тремя годами позднее компания McKinsey пришла к выводу, что этот показатель составит всего 5%. Истина, вероятно, лежит где-то посередине, поскольку в реальности роботы, искусственный интеллект и т. д. станут выполнять только часть обязанностей занимающего ту или иную должность человека.
Например, генеральный директор увяз в анализе отчета. Теперь это способен сделать за него ИИ, а руководитель может заняться наставничеством. Или репортер, который проводит многие часы за расшифровкой аудиозаписи интервью. Теперь эту работу можно передать приложению для распознавания голоса. Или складской работник какого-нибудь гиганта электронной торговли вроде Amazon. Теперь робот готов собирать товары с полок, а человек займется чем-то другим, например, упаковкой.
Наивно было бы думать, что автоматизация не приведет к сокращению рабочих мест. Но верно также, что происходящая техническая эволюция (которую многие называют четвертой промышленной революцией) включает обновление знаний, переподготовку и сотрудничество.
Может показаться, что для каждого дела есть свой робот. Это не так. Deloitte указывает, что некоторые профессии требуют того, что эта компания называет «основными человеческими навыками дополненной рабочей силы», имея в виду, что человек опирается на помощь машин. Такие навыки включают сопереживание, обмен информацией, убеждение и решение проблем. Более всего они необходимы в здравоохранении, образовании и гостиничном бизнесе. В настоящее время люди могут, по крайней мере, держаться за эти рабочие места.
Deloitte приводит данные всемирного исследования, показавшего, что 41% компаний полностью автоматизированы или находятся на пути к этому (а еще 34% запустили пилотные программы). И только 20% этих компаний сократили рабочие места. 77% компаний выразили готовность переобучить сотрудников или изменить их должностные обязанности.
Профессор Калифорнийского университета Бхагван Чоудхри заявил в интервью BBC, что компании могут больше всего помочь своим сотрудникам (не говоря уже о том, чтобы помочь самим себе) посредством постоянного обучения. Он предложил, чтобы при традиционной
Эти соображения заслуживают внимания, поскольку технология непрерывно развивается и требует постоянного обновления рабочей силы. Если этого не делать, компания может начать движение по нисходящей и приступить к увольнению не имеющих требуемой квалификации сотрудников, одновременно пытаясь найти обладающих необходимыми навыками для заполнения вакансий более высокого уровня, которые часто появляются благодаря развитию технологии.
Текучесть кадров отражается на итоговых показателях. Исследования показывают, что средняя стоимость замены сотрудника составляет 21% его зарплаты. Поэтому переобучение представляет привлекательный вариант.
Работники прекрасно знают, что нуждаются в таком обучении. В 2016 г. 54% респондентов Pew Research заявили, что для них будет иметь решающее значение получение тренинга для расширения своих навыков, а 33% — что это будет важно, хотя и не жизненно необходимо. Кроме того, 35% сообщили, что не получили на тот момент адекватного тренинга для выполнения своих обязанностей.
Наибольшую известность получило переобучение, организованное в корпорации AT&T, которая инвестировала 1 млрд. долл. в такую программу для 250 тыс. своих сотрудников. Согласно MSNBC, эта многолетняя инициатива использует Интернет, сотрудничество с ведущими университетами и центрами трудоустройства, что позволяет работникам находить имеющиеся вакансии и такой тренинг, который необходим, чтобы оставаться полезным сотрудником.
К сожалению, такое встречается нечасто. С 1974 г. правительство США осуществляет программу переподготовки для потерявших работу из-за торговой политики Trade Adjustment Assistance. Она позволяет уволенным получить средства на переобучение в профессиональном училище или муниципальном колледже продолжительностью до 2,5 лет или даже пройти стажировку. Однако фонды выделяются лишь тем, кто потерял работу из-за торговой политики. 6 из 10 обратившихся за деньгами компаний получают отказ. Нет никаких признаков изменения такой политики.
Так что компаниям, таким как AT&T, придется пройти этот путь самостоятельно. Поскольку рабочие места меняются и исчезают, обновление знаний и переподготовка имеют большую важность.