Открывая второй всероссийский технологический форум «IT-Ось 2019. Метаморфозы», проведенный в апреле одним из лидеров российского рынка проектной дистрибуции компанией OCS, председатель ее совета директоров Максим Сорокин поднял тему доверия как основного фактора, определяющего успешность бизнеса любой компании в сложном рыночном окружении. В самой общей постановке данный тезис кажется весьма очевидным, однако докладчик довольно неожиданно связал уровень доверия внутри компании и в ее взаимоотношениях с другими субъектами рынка с цифровизацией: когда всем доступны данные о реальном состоянии бизнеса, доверие возникает как бы естественным образом. Думается, в этом контексте истина ближе к народной мудрости «доверяй, но проверяй», поскольку цифровизация компании — не столько признак ее несомненной добродетели, сколько возможность эту добродетель объективно удостоверить.
Тематика форума была очень широкой: от презентаций вендоров до докладов партнеров и заказчиков о реальных проектах. Но особый интерес представляют те, которые связаны с вынесенными в название форума «метаморфозами» как самого ИТ-рынка, так и дистрибьюторского бизнеса OCS.
Одна из таких метаморфоз несомненно связана с ростом популярности облаков. Причина этого, по мнению генерального директора Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии Бориса Щербакова, в том, что объем собираемых данных стремительно растет, но лишь 0,5% из них реально используется. Чтобы существенно увеличить эту долю, нужны огромные ИТ-ресурсы, которые большинство компаний не могут позволить себе иметь в постоянном распоряжении. Очевидный выход — потребление ресурсов по мере необходимости как облачной услуги в требуемом объеме.
В мире в целом рынок облачных услуг составляет 206 млрд. долл., а в России около 1 млрд. долл., или 0,5% от мирового. Если учесть, что доля нашего ВВП в общемировом — 1,6%, то нынешний облачный показатель России довольно низок. То, что наш облачный рынок растет на
В России наиболее активны в потреблении облачных сервисов отрасли финансов, ритейла и телекома, а остальные только присматриваются к ним. По мнению докладчика через пять лет половина отечественных компаний будет использовать облачные сервисы. Одно из главных препятствий на этом пути — отставание требований регуляторов от реалий цифровой экономики. Есть и другие трудности. Далеко не всегда перенос приложений в облако приносит ожидаемые выгоды (в плане стоимости, обеспечения безопасности и производительности). Об этом свидетельствует такое явление, как репатриация приложений: по сути их возвращение из облака на площадку компании. В России подобный тренд пока не замечен, но во всем мире, как ожидается, в ближайшие два года будет репатриировано 50% облачных приложений.
Своеобразным ответом на облачные вызовы дистрибьюторскому бизнесу стало создание в конце 2018 г. в составе OCS агрегационной платформы «OCS Маркетплейс» для онлайн-дистрибуции сервисов, ПО и оборудования по модели подписки. Во многих аспектах маркетплейс OCS схож с аналогичной платформой MerliONCloud другого известного российского дистрибьютора — компании Merlion. Как рассказал директор департамента облачной дистрибуции OCS Евгений Салихов, через облачный маркетплейс партнеры компании смогут продавать заказчикам по подписке самые разные сервисы. При этом решение вопросов логистики, оформления финансовой и иной документации, взаимоотношений с вендорами OCS берет на себя. Платформа позволяет формировать и контролировать SLA, в режиме самообслуживания задавать конфигурации и графики потребления услуг. Допускается размещение сервисов, созданных партнером, для дальнейшей продажи другим партнерам. Особое внимание уделяется качеству обслуживания, поскольку в рамках данной модели клиент может не только легко подписаться на сервис, но и столь же легко отказаться от него. Сегодня на «OCS Маркетплейс» доступны сервисы полутора десятков компаний (в из числе AWS, «Акронис-Инфозащита», IBM и Aquarius), а в 2020 г. к ним прибавится еще около 40.
Член совета директоров компании IBS Сергей Мацоцкий предупредил, что время тех моделей бизнеса, которые долгое время кормили ИТ-компании, заканчивается. Появление таких методологий, как Agile и DevOps, кардинально меняют стиль взаимоотношений разработчика и заказчика. Если говорить о России, то следует отдавать себе отчет в том, что требования регуляторов в отношении импортозамещения, которые пока нередко сводятся к переклейке шильдиков на зарубежных продуктах, будут ужесточаться, и в перспективе госсектор обяжут использовать по большей части отечественные решения.
Надо сказать, что среди участников конференции и сопутствующей экспозиции было немало российских компаний, предлагающих импортозамещающие решения. Среди них Aquarius, Iva Technologies, Positive Technologies, QTECH и «Акронис-Инфозащита». Вопросы импортозамещения обсуждались и на отдельной панельной дискуссии. Ее участники признали, что жесткие ограничения в этом плане вполне обоснованны, если речь идет о критической информационной инфраструктуре, однако не исключено, что выдача незаслуженных преференций будет убивать конкуренцию и вследствие этого приводить к снижению качества.
Генеральный директор НПО «Баум» Андрей Гантимуров рассказал, что его компания выпускает отечественные СХД на базе серверов стандартной архитектуры, производимых на «Аквариусе», дополненных оригинальным ПО собственной разработки. Партнерские отношения с OCS открывают перед «Баум» возможности продвижения своей продукции через партнерскую сеть дистрибьютора. Одно из конкурентных преимуществ российского разработчика перед крупным западным вендором — готовность в короткие сроки доработать и адаптировать свои решения в соответствии с требованиями местного заказчика.
Еще один путь создания импортозамещающих решений российскими компаниями — заключение OEM-соглашений с крупными зарубежными вендорами. В рамках OEM-соглашения с Dell EMC компании Positive Technologies удалось создать оригинальный совместный продукт. По словам генерального директора «HPE Россия» Александра Щербины, аналогичное соглашение HPE с «Аквариусом» дает возможность последнему выпускать изделия высокой степени локализации, полностью соответствующие как международным, так и российским стандартам, на основе плат собственного дизайна и оригинального микрокода, включая BIOS, и сертифицировать их для применения в российских организациях.