Бывший глава Google Analytics Джоди Шапиро, который в настоящее время возглавляет разработчика ПО для отслеживания эффективности применения SaaS-программ Productiv, рассказывает на портале eWeek о тенденциях, которые намечаются в области управления SaaS-приложениями.
С течением времени управление корпоративными приложениями претерпело значительные изменения. До эры SaaS (программное обеспечение как услуга) ИТ-директора и другие бизнес-лидеры имели детальное представление о развернутом внутри предприятия парке приложений, поддерживали тесные отношения с поставщиками, руководили закупками, модернизацией и обновлением ПО, а также лично контролировали работоспособность ИТ-инфраструктуры. Ситуация резко изменилась, когда 20 лет тому назад корпоративный мир познакомился с Salesforce. Заказчикам понравился софт в виде сервиса, поэтому вслед за этой компанией на этот рынок хлынули другие вендоры, появились новые модели ценообразования (особую популярность среди них набрала подписная модель) и непрерывное предоставление услуг.
В последние годы на рынке SaaS произошел фундаментальный сдвиг: взамен выбора монолитных программных пакетов предприятия начали отдавать предпочтение лучшим в своем классе одиночным приложениям. Сотрудники только выиграли от постоянного потока обновлений с новыми функциями, позабыв о таком явлении, как версионность софтверных продуктов. Показательно, что маркетинговые стратегии и успешные продажи поставщиков SaaS наряду с закупками софта предприятиями вне традиционных каналов продаж софта привели к массированной децентрализации управления приложениями. Сегодня среднестатистическая организация оперирует невообразимо большим количеством приложений, поэтому управление ими — нетривиальная задача для CIO, которые несут ответственность за инвестиции в SaaS-приложения и их окупаемость.
Ниже представлены пять тенденций, которые намечаются в области управления SaaS-приложениями.
1. Разрастание корпоративных приложений набирает угрожающие масштабы
Количество SaaS-приложений, которые применяются на предприятии, просто поражает. Как показывают данные исследовательской компании Okta, в среднем на одну компанию приходится 129 приложений, и это с учетом того, что она учитывает только те приложения, доступ к которым пользователь получает через технологию единого входа (Single Sign-On), при использовании которой пользователь переходит из одного раздела портала в другой без повторной аутентификации. Тем временем провайдер решений для облачной защиты Netskope приводит еще более внушительные данные. По его подсчетам, реальное число облачных сервисов, которые в среднем применяются одной компанией, составляет 1071.
За последние несколько лет количество приложений, которые требуются предприятиям для обеспечения операционной деятельности, показало скачкообразный рост. Как показывает исследование Pulse Q&A, это стало причиной того, что 55% CIO не знают точного количества программ SaaS, которые применяются их организацией. На лицо бесконтрольный рост числа приложений, который чреват финансовыми потерями, проблемами с безопасностью и нарушением операционных процессов.
2. Управление приложениями в значительной степени проводится в ручном режиме
ИТ-директора делают все возможное, чтобы каталогизировать и облегчить управление парком приложений, но большинство из них делают это неправильно или нерационально. Исследование Pulse Q&A показывает, что 56% CIO для поиска и управления SaaS-приложениями по-прежнему полагаются на внутренние инструменты и электронные таблицы.
Однако на то, чтобы составить электронные таблицы, которые включают огромное количество приложений и сотрудников, могут уйти месяцы или даже годы, особенно если все происходит в динамическом режиме: сегодня одни пользователи применяют одни приложения, завтра — другие, помимо этого нужно отобразить контрактные данные, информацию систем управления входами и из других источников, что практически невозможно сделать в режиме реального времени. Сбор, согласование, анализ данных с последующим вводом этой информации отнимает у сотрудников драгоценное рабочее время, отвлекая их от стратегических приоритетов.
3. Регулирование расходов и отслеживание эффективности применения SaaS — главные приоритеты
Предприятия тратят на SaaS значительные средства. Gartner прогнозирует, что в этом году глобальные расходы на SaaS достигнут 85 млрд. долл., а к 2021 г. эта цифра вырастет до 113 млрд. долл. Компании из списка Fortune 500 ежегодно тратят на подписной софт сотни миллионов долларов. Как показал опрос Pulse Q&A, 97% ИТ-лидеров рассматривают регулирование расходов и отслеживание эффективности применения SaaS в качестве основных бизнес-приоритетов.
4. ИТ-директора оптимизируют расходы за счет анализа взаимодействия пользовательских данных с приложениями
Анализ данных, которые взаимодействуют с приложениями, раскрывает ИТ-директорам полную картину соответствия приобретенных лицензий на SaaS-софт пользовательским потребностям, оптимизируя расходы путем отзыва лицензии или повторного лицензирования в середине срока действия контракта. Вооружившись данными, они обретут уверенность, что приобрели для каждого пользователя соответствующий тип лицензии, предоставляющий ему ту функциональность, которую он фактически использует.
Тем не менее, как показывает опрос Pulse Q&A, вопросом оптимизации SaaS-софта с помощью технологической платформы занимается только 19% ИТ-специалистов. Впрочем, многие ИТ-директора уже приступили к поиску подходящих автоматизированных инструментов.
5. Популярные SaaS-приложения предоставляют большие возможности для экономии
В том же опросе говорится, что крупнейшие SaaS-провайдеры предлагают решения, которые обеспечивают значительную экономию средств. В качестве наиболее популярного инструмента целевых инвестиций респонденты назвали Microsoft Office 365 (72%), затем идут Salesforce (51%) и ServiceNow (48%). По меньшей мере 10% респондентов разделили свои голоса между Workday, Dropbox, GSuite, Box, DocuSign, Slack, Zoom, Zendesk и другими популярными SaaS-приложениями, указав в качестве причины их выбора возможность привести многоуровневое управление лицензией в соответствие с фактическими уровнями применения.