Студенты хотят работать у известных международных брендов и получать от 40 000 рублей на руки, но по факту не справляются с загрузкой. Бизнес отмечает низкое качество образования у неопытных сотрудников и высокие требования к работодателю. Тем не менее, компании готовы платить больше, чем в прошлом году. Проект YounGo компании Kontakt Intersearch Russia при поддержке агентства Graph Visual Communications поочередно опросил работодателей и молодых специалистов и выяснил, чего ожидать друг от друга каждой стороне.

Если в 2018 году компании чаще всего говорили о зарплатах 16 000-30 000 рублей gross, то этом году средняя «вилка» выросла до 31 000-40 000 рублей gross. Эксперты связывают это с индексацией зарплат у крупных игроков, а также с растущей заинтересованностью организаций в работе с молодежью: только 17% опрошенных работодателей не видят смысла в продвижении employer-бренда среди молодых специалистов.

Тем не менее, даже рост зарплат не повлиял на отношение выпускников к первым доходам. Большинство по-прежнему рассчитывает получать от 40 000 рублей net. Компании считают завышенные требования к сумме оклада одной из ключевых проблем при найме молодежи (51% опрошенных работодателей). В числе других сложностей — нехватка профессиональных знаний (52%) и дефицит узкопрофильных специалистов (31%). Только 12% компаний не сталкивается ни с какими трудностями при подборе.

Работодатели отмечают, что студенты и выпускники быстро «сгорают» на работе. 47% организаций называют «высокий темп работы» главной причиной увольнения молодых специалистов. Также среди факторов, влияющих на уход — низкая зарплата (30%), отсутствие карьерных перспектив (25%) и гибкого графика (18%).

Компании довольно скептически оценивают уровень образования студентов. По их мнению, вузы не дают прикладных навыков (73%) и не поспевают за изменениями в технологиях и подходах (56%). Только 8% опрошенных работодателей посчитали, что вуз обеспечивает отличную базу.

Компании по-прежнему выбирают молодых специалистов, опираясь на личностные компетенции (74% ответов). Работодатели считают, что их сотрудник должен быть ориентирован на результат (41%), быть клиентоориентированным (19%), уметь работать в команде (13%).

Молодежь, в свою очередь, хочет работать в компаниях, которые у всех на слуху. Главными фаворитами стали Yandex и Google. На втором месте —Procter & Gamble, на третьем — Газпром, Mail.ru и Mars, а также развитие собственного бизнеса.

К релокации готовы только 12% студентов и выпускников. При этом молодые специалисты в целом положительно относятся к командировкам: на частые согласны 40%, на редкие — 34%.

Молодых специалистов мотивируют перспективы профессионального (65%) и карьерного (56%) роста, уровень зарплаты (52%) и готовность компании заниматься развитием своих сотрудников (51%). Большинство не придает особого значения тому, уделяет ли бренд внимание благотворительности, заботится ли об окружающей среде или выступает за ЗОЖ.

Анастасия Стасева, руководитель проекта YounGo компании Kontakt InterSearch Russia, отметила: «Мотивация молодежи за последние годы изменилась. На первое место вышла возможность профессионального роста, обогнавшая даже рост карьерный, который лидировал ранее. Это говорит о том, что молодые специалисты сейчас нацелены на динамичное развитие, проектную деятельность, которая позволит постоянно учиться чему-то новому и решать разнообразные задачи. Конечно, уровень зарплаты всегда был и остается одним из важнейших факторов мотивации, однако компаний, которые готовы „перекупать“ сотрудников, предлагая им компенсации значительно выше рынка, не так много. В этой связи большинство компаний начали активно развивать работу над собственным employer-брендом — построением бренда компании как работодателя. По нашим данным, около 80% компаний уже начали работу в этом направлении или планируют начать ее в этом году. Есть и совершенно новый тренд, которые пока встречается в основном в европейских компаниях — сужение EVP, ценностного предложения работодателя, до узкого количества факторов, определяющего мотивацию конкретной целевой группы».

Мария Багрянцева, со-основатель агентства Graph Visual Communications, добавила: «Проблема молодых специалистов и работодателей не менее острая, чем проблема отцов и детей: они не могут друг без друга, но часто не находят общий язык. Понять, чего ожидают выпускники и что в реальности может предложить рынок, — первый шаг навстречу взаимопониманию. Graph несколько лет приглашает студентов на летние стажировки. Для нас — это не просто дополнительные руки на время, а новый творческий потенциал. Мы стараемся делиться опытом и включать претендента в работу над реальными проектами в режиме тренировки. Иногда нам встречаются талантливые ребята близкие по духу и подходу к работе — такие становятся частью команды».

YounGo проводит опрос среди работодателей и молодых специалистов на регулярной основе. Исследование позволяет оценить ожидания студентов от будущей работы и политику российских компаний в отношении нового поколения сотрудников. В этом году в опросе приняли участие 584 компании (собственники, генеральные директора, HR директора) и 1157 студентов и выпускников российских вузов до 22 лет включительно.