Компания Strategy Partners, российский стратегический консультант, при поддержке оргкомитета международной промышленной выставки «Иннопром» провела федеральное исследование «Индекс готовности российских компаний к цифровой трансформации» и обнародовала результаты по производственным компаниям. Цель проекта — определить текущий уровень готовности компаний к трансформации бизнес-моделей, продуктов и процессов на базе современных цифровых технологий и выявить основные барьеры на пути к цифровизации.
В ходе пилотного опроса было опрошено более 100 российских компаний, включая крупнейшие предприятия. Опрос продемонстрировал высокий интерес руководителей компаний к использованию цифровых технологий: большинство отмечают важность цифровой трансформации, примерно у четверти участников опроса имеется соответствующая стратегия. О намерениях в ближайшие
Во-первых, компании находятся на ранней стадии цифровой трансформации и в основном ориентированы на операционные аспекты. В более 90% опрошенных компаний текущая бизнес-модель основана на продаже физического объекта. И хотя 87% топ-менеджеров, к компетенциям и профессиональным интересам которых относится стратегическое планирование, отмечают важность изменения текущей бизнес-модели компании в горизонте
Во-вторых, уровень автоматизации производственных и административных процессов низкий, а использование цифровых технологий пока ограничивается, в основном, пилотными проектами. Технологии цифрового проектирования в той или иной форме используют 80% компаний; новые материалы, большие данные и облачные технологии — около 60%. С роботизацией, аддитивным производством, интернетом вещей и социальными сетями экспериментирует каждая вторая опрошенная компания, но «продвинутые» искусственный интеллект или блокчейн использует лишь каждая десятая.
В-третьих, у большинства компаний нет пока ни плана реализации инициатив по цифровой трансформации, ни механизмов управления изменениями. Невелики и объемы инвестиций в цифровизацию. У 62% предприятий доля общей численности персонала, используемого для цифровой трансформации, составляет менее 5%. Причем у 71% компаний общий объем инвестиций на эти цели не превысил 5%. 67% компаний не имеют специального центра компетенций по цифровой трансформации. Среди крупнейших компаний дела обстоят ненамного лучше: только у каждой третьей российской промышленной компании из числа топ-100 рейтинга РБК есть профильный руководитель высшего звена — Chief Digital Transformation Officer (CDO/CDTO).
По мнению руководителей производственных предприятий, цифровую трансформацию сдерживает дефицит технологических компетенций: недостаток знаний о технологиях и поставщиках (30% отметили это как один из главных барьеров) и непонимание эффектов от внедрения цифровых технологий (это отметили 26%). По 22% руководителей отметили в качестве главного барьера нехватку финансовых ресурсов и отсутствие спроса, только 17% назвали барьером дефицит кадров.
Тем не менее, эксперты Strategy Partners отметили, что компании ожидают от государства, в первую очередь, развития профильного образования и поддержки корпоративных НИОКР — либо инициатив по внедрению технологических решений: так считают по 35% опрошенных руководителей. 22% ждут стимулов для технологического предпринимательства (гранты, акселерационные программы).
«Результаты пилотного исследования показывают хорошее начало, но многое еще предстоит сделать для повышения готовности российских компаний к цифровой трансформации. Цифровизация может дать бизнесу новые конкурентные преимущества: комплексное применение новых технологий дает резерв роста производительности в