Если посмотреть на изменение отношения корпоративных клиентов к использованию продуктов «1С» за последние несколько лет (а это хорошо видно по содержанию ежегодных конференций «Решения 1С для корпоративных клиентов»), то эти настроения можно охарактеризовать такой последовательностью: «неужели это возможно?», «мы попробовали и у нас получилось», «само собой разумеется». В общей атмосфере
Ростех: централизованное управление финансово-закупочной деятельностью
Госкорпорация Ростех в особом представлении не нуждается, это крупнейшая в России промышленная структура, фактически отдельная отрасль, объединяющая знаменитые отечественные бренды, предприятия, производящие продукцию военного и гражданского назначения. В ее составе более 700 организаций (15 холдингов и 70 компаний прямого подчинения), расположенных в 60 регионах страны, их продукция поставляется в 70 стран мира. У госкорпорации имеется также 10 инфраструктурных дочерних компаний, в том числе «РТ-Информ», которая отвечает за выработку и реализацию единой ИТ-стратегии и выполнение наиболее значимых ИТ-проектов.
Приведя такие данные, руководитель направления «1С» в «РТ-Информ» Артем Селиванов сообщил, что два года назад в целях повышения операционной эффективности Ростеха было решено создать автоматизированную систему централизованного управления финансово-закупочной деятельностью на базе технологий «1С». Проект стартовал в 2017 г. с проведения обследования и подготовки необходимой технической документации. Следующий год был посвящен разработке базовой функциональности ПО и реализации пилотных внедрений системы, при этом была задействована команда из почти пятидесяти специалистов компании-исполнителя. В нынешнем году было начато последовательное тиражирование системы на предприятиях Ростеха, в следующем этот процесс должен быть завершен: планируется внедрить в общей сложности свыше 25 тыс. рабочих мест в 500 организациях.
В самом начале проекта был определен ряд базовых принципов, в числе которых докладчик в первую очередь выделил реализацию жесткой иерархической вертикали управления проектами, увязку всех автоматизируемых процессов в единый замкнутый контур и обязательный ввод исходной информации непосредственно с мест появления этих данных. Кроме того, реализован набор информационных панелей, с помощью которых руководители разного уровня (в том числе высшего) могут в режиме реального времени отслеживать все подконтрольные им процессы, получая при этом полную детальную информацию обо всех выполняемых операциях (например, посмотреть исходные договоры и данные о платежах по конкретным закупкам). При этом полностью исключается возможность какой-либо коррекции исходных данных. Хотя полностью проект завершится только через полтора года, уже сейчас можно говорить об основных его эффектах: сокращение сроков закупочных процедур, повышение их прозрачности, снижение стоимости закупок за счет усиления конкуренции, снижение влияния человеческого фактора, усиление финансового контроля.
«Почта России»: цифровизация по всем направлениям
«Почта России» — еще одна крупнейшая организация России. Располагая 42 тыс. отделений, она несомненно занимает первое место в стране по территориальному присутствию. В соответствии с общемировой тенденцией, государственное почтовое ведомство сталкивается с постоянно нарастающей конкуренцией со стороны разнообразных коммерческих структур, и, чтобы отвечать требованиям времени, должно постоянно заниматься повышением эффективности своей работы. Тем более, что сейчас «Почта России» переходит из формы ФГУП в формат непубличного АО, которое должно функционировать на принципах самоокупаемости. В этой ситуации именно широкое использование ИТ играет ключевую роль в реформировании и повышении эффективности работы. «Компания намерена в ближайшие пять лет инвестировать в ИТ более 40 млрд. руб., по затратам — это вторая статья после вложений в развитие логистической сети, — рассказал руководитель Департамента развития и сопровождения продуктов „1С“ в „Почте России“ Петр Марютин. — К 2023 г. мы намерены войти в пятерку ведущих мировых почтовых операторов, и решить эту задачу без скорейшего перевода всей нашей деятельности на цифровые рельсы невозможно».
Он отметил, что цифровизация «Почты России» идет сразу по нескольким направлениям, среди которых он выделил два основных: предоставление услуг населению (с повышением эффективности традиционных услуг и реализацией качественно новых сервисов, изначально основанных на ИТ) и автоматизация внутренней хозяйственной деятельности. В реализации второй задачи решающая роль отводится внедрению ИТ-систем на базе технологий «1С», в том числе ее флагманских решений: «1С:Управление торговлей», «1С:Документооборот», «1С:Управление холдингом». Один из самых известных проектов — автоматизация внутреннего документооборота — стал крупнейшим внедрением этого ПО «1С» (более 36 тыс. рабочих мест). Второй по масштабу проект — управление логистикой и складским хозяйством (18 тыс. пользователей). В прошлом году была решена задача автоматизации закупочной деятельности (2000 пользователей), в результате чего удалось снизить сроки оформления договоров с поставщиками с 90 до 5 дней, а также реализована система учета недвижимостью компании. Важным этапом для ИТ-направления «Почты Россия» стала реализация проекта по управлению автохозяйством (16 тыс. транспортных средств) силами собственного Центра компетенции по технологиям «1С».
«Зарубежнефть»: имортозамещение требует выхода на зарубежные рынки
Российская стратегия импортозамещения в области ПО за последние несколько лет доказало свою реалистичность и эффективность, но сегодня этого уже недостаточно: развитие экономики страны требует, чтобы отечественные разработчики активнее занималась продвижением своих продуктов за рубежом. Именно этот призыв был ключевым в докладе начальника управления ИТ «Зарубежнефти» Вячеслава Берзина, который полагает, что фирма «1С» в качестве лидера российского софтверного рынка должна показать пример в этом направлении. Поясняя данный тезис, он сослался на опыт своей компании, которая будучи государственной обязана ориентироваться на использование отечественного ПО, но при этом, работая в других странах, нуждается в поддержке там со стороны разработчиков. «Речь идет совсем не только о наличии сервисной поддержки и о необходимости учитывать в продуктах особенности стран, где мы работаем. В современном мире ИТ являются одним из важных активов любой компании. Престиж разработчика ПО, его авторитет и узнаваемость непосредственно влияют на деловую репутацию и потребителя софта. К тому же мы отлично понимаем, что качественные технологии сегодня могут успешно создаваться и развиваться, только если они успешно конкурируют не только у себя на родине, но и в мире», — считает Вячеслав Берзин.
Государственная политика импортозамещения в своей время стала хорошим стимулом для разворота крупных российских предприятий в сторону отечественного ПО, но для реально широкого использования отечественного софта в серьезных проектах этого недостаточно, требуется качество и, что также важно, уверенность в перспективах развития этих продуктов. Опыт последних лет показал, что в целом российские ИТ-компании неплохо справляются со стоящими перед ними задачами и видна хорошая динамика развития их продуктов. Однако главный тезис, под знаком которого до сих пор шло импортозамещение — «западный функционал по российским ценам», сегодня уже явно недостаточный. «Нам нужны не самые дешевые в своем классе продукты, а самые лучшие», — подчеркнул представитель «Зарубежнефти».
В настоящее время практически весь слой прикладного ПО в компании уже реализован на базе российского софта, во многом — именно на технологиях «1С». Но проблемой является то, что отраслевой практики масштабных внедрений отечественного софта еще явно недостаточно, а быть первопроходцем — означает довольно серьезные риски для крупного заказчика. К тому же опыт «Зарубежнефти» показывает, что и фирме «1С» есть над чем работать в плане повышения качества своих продуктов. В этом плане Вячеслав Берзин отметил такие моменты:
- недостаточная производительность RLS (Record Level Security — обеспечение безопасности на уровне записей);
- масштабы внедрения отдельных продуктов недостаточны для появления чувства уверенности у крупного заказчика;
- для развития отдельных продуктов (например, СЭД) не хватает анализа удобства для пользователей;
- не хватает продвижения ПО «1С» не просто как замену западных аналогов, но и как платформы, способствующей формированию отечественного программного окружения.
Но общий его вывод был вполне позитивными: «Импортозамещение на уровне приложений вполне реально, без SAP жить можно, в том числе создавая интегрированные комплексы систем на базе технологий „1С“».