Открывая очередную московскую конференцию HPE Digitize 2019, генеральный директор Hewlett Packard Enterprise в России Александр Щербина напомнил, что в нынешнем году исполняется 50 лет со дня прихода компании в нашу страну, которому способствовал личный визит в 1969 г. ее отцов-основателей в СССР. Думается, этот факт лишний раз свидетельствует о непреходящей ценности международного сотрудничества, способного пережить самые серьезные политические и экономические потрясения.
Сегодня HPE занимает лидирующие позиции на российском рынке серверов x86 и СХД. Свои успехи компания объясняет существенными расходами на собственный НИОКР, венчурными инвестициями в перспективные стартапы по программе Pathfinder и приобретением наиболее инновационных ИТ-компаний. Не менее важной представляется и выработка текущей стратегии в условиях бурного развития новых технологий и базирующейся на них цифровой трансформации бизнеса.
Вице-президент по подготовке и продаже решений HPE в регионе DACH & Russia Марк Фишер предупредил, что для цифровой трансформации наряду с технологиями нужны соответствующие людские ресурсы и экономические модели. По его мнению, меньше всего проблем с технологиями — они практически готовы. А вот люди не в полной мере понимают возможности, которые сулит цифровая трансформация, да и сложившаяся корпоративная культура далеко не всегда ей способствует. Экономические модели должны фокусироваться не на затратах на инфраструктуру, а на способах доставки прикладных решений (облака, сервисы, аренда, лизинг) и их ценности для бизнеса.
Впрочем, тезису о безусловной готовности технологий несколько противоречит список из шести приоритетов HPE на текущий год под брендом Super6, который представил директор департамента подготовки технических решений HPE в России Александр Старыгин. По его словам, чуть ли не впервые компания предназначает подобный список не только собственным сотрудникам, но также партнерам и заказчикам. В представленной шестерке нет приоритетов главных и второстепенных: все они равнозначны. Это подчеркивает и визуальный дизайн Super6, в котором шесть приоритетов написаны на шести гранях свободно вращающегося куба. Каковы же они?
1. Интеллектуальная обработка данных на границе сети и формирование единой архитектуры от периферии до ЦОДа/облака. Внимание к этой теме объясняется наметившимся трендом к увеличению доли данных, генерируемых и обрабатываемых вне ЦОДов и облаков. Согласно прогнозу Gartner, эта доля вырастет с 10% в 2018 г. до 75% в
2. Формирование гибридной ИТ-среды, включающей онпремисные и облачные сегменты. По данным IDC, инвестиции в облачные среды растут со средним годовым темпом 23% и уже в следующем году они превысят расходы на традиционные. В то же время наступает некое «отрезвление» и наблюдается так называемая репатриация ранее развернутых в облаке систем (возвращение их в корпоративные ЦОДы). По данным IDC, сегодня репатриируют отдельные свои ИТ-ресурсы из облака около 80% предприятий, и в течение ближайших двух лет такой репатриации подвергнется 50% приложений и рабочих нагрузок. Причин этого явления несколько: проблемы с обеспечением безопасности в облаке, недостаточная производительность, высокие затраты, неполный контроль. Отсюда следует, что компаниям предстоит выстроить приоритеты и с их учетом попытаться в своих ИС соблюсти разумный баланс между публичными/частными облаками, собственными ЦОДами и периферийными сегментами сети. При этом CIO становится по сути брокером ИТ-сервисов, разворачиваемых во всех указанных сегментах.
3. Переход к интеллектуальным системам хранения данных, базирующихся на современных технологиях NVMe, SCM и ИИ. В таких СХД будет осуществляться саморегулирование на всех этапах жизненного цикла, оптимизация по типу нагрузки и по местам хранения с учетом выбранной бизнес-модели (storage as a service, приоритет OPEX или CAPEX).
4. Широкое применение в ЦОДах технологий ИИ с целью перевода их в конечном итоге в режим автономной работы. Такие ЦОДы должны стать самоуправляемыми (автоматизация текущих каждодневных операций), самовосстанавливающимися (автоматическое выявление потенциальных проблем и их предотвращение) и самооптимизирующимися (поддержка баланса объема ресурсов, производительности и стоимости). Здесь компания возлагает большие надежды на свою облачную самообучающуюся систему HPE InfoSight, анализирующую данные, собираемую с множества устройств во всем мире.
5. Создание программно-определяемых решений, позволяющих управлять общим пулом ресурсов всего ЦОДа.
6. Переход к модели «ЦОД как сервис». Сегодня нередко наблюдаются ситуации, когда корпоративный ЦОД существенно незагружен (ИТ-ресурсы закуплены с запасом) или испытывает дефицит мощностей. Выход в HPE видят в предоставлении заказчикам всех ИТ-ресурсов в форме сервиса, оплачиваемого по мере потребления. Эти ресурсы принадлежат HPE, но постоянно размещаются с определенным запасом на площадке заказчика и в любой момент могут быть активированы. Благодаря рублевым тарифам заказчик избавлен от рисков колебаний валютных курсов. Александр Старыгин признал, что такое решение недешево, но в отдельных кейсах оно имеет несомненные преимущества перед традиционной бизнес-моделью.
При всей провозглашаемой равной значимости перечисленных приоритетов об их относительной актуальности для российских партнеров и заказчиков можно судить по названиям трех тематических сессий, проведенных в ходе конференции. Это «Интеллектуальные системы хранения», «Программно-определяемый ЦОД» и «Искусственный интеллект и Интернет вещей».