Одним из важнейших шагов на пути к успешной автоматизации ИТ является необходимость разъяснения высшему руководству компании важности ИТ-инфраструктуры и ее реальные преимущества для бизнеса. По прогнозам Gartner, к 2020 г. более 50% операций в области управления ИТ-инфраструктурой, которые выполняются вручную, будут автоматизированы. Несмотря на это, многие ИТ-директора пока что не причисляют автоматизацию к приоритетным задачам. Президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет рассматривает на портале InformationWeek проблемы, которые препятствуют внедрению ИТ-автоматизации, и приводит советы, как их более продуктивно решать.
Ориентация на отдельные ИТ-задачи. Многие предприятия применяют гранулярную ИТ-автоматизацию, например, в задачах сетевого администрирования IP-адресов. Тем не менее, управление IP-адресами — это всего лишь одна из составляющих стратегии по управлению безопасностью, которая должна объединять в единое целое множество различных областей ИТ-инфраструктуры. На сегодняшний день создание стратегии по управлению универсальной инфраструктурой является для многих ИТ-отделов задачей первостепенной важности.
Сложные среды. Подчас развертывание служб в ИТ-средах проводится быстро и может быть слабо задокументировано. Более того, некоторые сценарии развертывания могут быть плохо прописанными или не обновляться, что влияет на точность результатов тестирования приложения. В качестве примера можно привести тестирование приложения, для которого требуется много экземпляров одной ОС, но с различными компонентами, такими как базы данных, библиотеки подпрограмм и т. д. Учитывая, что тестовая система может включать множество конфигураций, нет никаких гарантий, что все они после завершения тестирования были отключены. Если схемы конфигурирования и результаты тестирования не фиксировались ИТ-администратором, со временем может выясниться, что та часть ресурсов, которую нужно было отключить, могла бы использоваться в другой части инфраструктуры.
Отсутствие стратегии или лидерства. Инфраструктура — это своего рода невидимый двигатель, лежащий в основе всех данных и приложений, расширяющих возможности бизнес-операций. Однако невидимым он остается только для тех, кто с инфраструктурой непосредственно не связан, — малознакомым с ИТ руководителям высшего звена и совету директоров. Последние часто не понимают значения ИТ-инфраструктуры, поэтому ИТ-директорам будет непросто доказать преимущества дорогостоящей автоматизации инфраструктуры в сравнении с такими заметными проектами, как новая ERP-система или инвестиции в планшеты для торгового персонала.
Переизбыток инструментов. ИТ-специалистам часто поручается провести оценку имеющихся на рынке инструментов автоматизации инфраструктуры, аргументировать свой выбор в пользу того или иного инструмента, после чего принимается решение о покупке. При этом обычно руководствуются возможностями и богатством настроек, которые дает инструмент, а не исходят из того, насколько тесно он интегрируется с существующими или проектируемыми наборами инструментальных средств ИТ. Это в итоге может привести к необоснованному разрастанию разрозненного набора сложно интегрируемых инструментов, что может стать причиной потери производительности.
Инвестиции в автоматизацию ИТ-инфраструктуры. Чтобы преодолеть барьеры, мешающие автоматизации инфраструктуры, ИТ-лидеры должны выделить направления, где ее лучше всего развернуть. «Для развертывания автоматизированной ИТ-инфраструктуры предусмотрено три зоны, — сказал управляющий директор AHEAD и консультант по ИТ-инфраструктуре Дерек Уайз. — Одной из них является облако. Оно позволяет подготовить или масштабировать среды тестирования, а также протестировать развертываемые приложения на предмет работоспособности. Во второй зоне осуществляется управление операциями, в том числе доступом к ресурсам и уровням обслуживания. Третья зона — это управление при помощи автоматизации процессов, которые постоянно отслеживают сетевую активность и события».
Большинство ИТ-директоров осознают необходимость автоматизации ИТ-инфраструктуры, но многим из них не удается убедить генерального директора, финансового директора и совет директоров в том, что для этого имеются веские основания, в том числе в плане окупаемости инвестиций. По словам Уайза, CIO окажутся гораздо убедительнее, если в качестве довода по поводу необходимости автоматизации инфраструктуры подчеркнут бизнес-выгоды от инвестиций в нее (ROI).
Он приводит такой пример: «Возьмем в качестве примера виртуальную компанию, которая разрабатывает платформу следующего поколения для страховых решений, что требует быстро разрабатывать и развертывать множество новых функций для приложений. Этого практически невозможно достичь в условиях, когда инфраструктура устарела, а ее код — откровенно некачественный, что приводит к частым ошибкам в процессе тестирования и развертывания. Чтобы обеспечить работу нового приложения или его функции, необходимо постоянно обновлять свою инфраструктуру — это позволит поддерживать ИТ-активы и данные в соответствии с текущей производственной средой. С помощью автоматизации инфраструктуры вы можете автоматически обновлять среды тестирования и подготовки, что позволит уменьшить ошибки и задержки. В конечном итоге важность автоматизации состоит в том, что она приносит выгоды в виде экономии времени на тестирование и вывод на рынок новых приложений, а также уменьшает число накапливающихся со временем требований к функциональности».
Что касается конкретно бизнес-выгод, то соображения здесь выглядят следующим образом: от времени выхода на рынок новых приложений, точнее скорости с какой они выходят, зависят конкурентные преимущества компании, а значит — повышение доходов и сокращение затрат. Время выхода приложений и систем на рынок — сфера ответственности ИТ-директоров, поэтому они могут легко проиллюстрировать ROI от автоматизации инфраструктуры. Эти доводы наверняка будут приняты во внимание топ-менеджерами и советами директоров.
Как действовать? Разработка стратегии автоматизации и развертывания ИТ-инфраструктуры начинается с установки базового уровня автоматизации. В первую очередь следует приступить к оценке. «ИТ-менеджмент должен назначить ответственное лицо, которое будет отвечать за автоматизацию инфраструктуры, — сказал Уайз. — Это должен быть специалист с четким представлением о масштабе работы, который готов задавать любые вопросы об инфраструктуре и автоматизации». После выбора ответственного лица ИТ-менеджменту следует провести анализ готовности к автоматизации. Вооружена ли компания всеми инструментами, необходимыми для ее внедрения в ИТ-инфраструктуру? Имеются ли пробелы в кодировании и скриптах? «После ответа на эти вопросы можно переходить к следующему этапу — запуску небольших пилотных проектов. Вскоре после того, как появятся первые ощутимые результаты, их нужно постепенно переносить на действующую инфраструктуру», — советует он.