Роботизация бизнес-процессов (RPA, robotic process automation) ускоренными темпами проникает на рынок автоматизации. Ее реальная ценность раскрывается в богатых API (application programming interface, программный интерфейс приложения) средах, которые приводят в действие различные системы корпоративного уровня и обеспечивают бесшовное взаимодействие между ними, пишет портал TechTarget.
В какой-то степени предприятия могут рассматривать RPA и API как конкурирующие технологии, призванные обеспечить автоматизацию процессов. Каждая из них обладает как достоинствами, так и недостатками. При этом ИТ-директора могут улучшить стратегию автоматизации, выстраивая ее вокруг популярной платформы автоматизации, а не концентрируясь на конкретной технологии.
«Чтобы предотвратить раздутие системы, у RPA, системы обеспечения выполнения задач и бизнес-правил должен быть единый либо управляемый единой согласованной стратегией движок», — считает директор по автоматизации кондитерского гиганта Mars Джон Коттонгим. По его словам, Mars фокусируется на создании гибкого, построенного на платформе no/low-code механизма бизнес-правил, который охватывает все сценарии автоматизации. «На данный момент это надежная платформа, которая позволяет автоматизировать API и UI (user interface, пользовательский интерфейс), обеспечивая быструю разработку бизнес-правил и методов принятия решений. Мы построили платформу корпоративного уровня с лучшей в своем классе производительностью в каждой из этих категорий», — добавил он.
В поисках гармонии между платформами RPA и API
И платформы RPA, и API развиваются таким образом, чтобы они выступали подспорьем для сотрудников, а в некоторых сценариях — полностью их заменяли, взвалив на себя бремя выполнения ручных и однообразных операций. Комбинация RPA и API является отражением современной среды бизнес-систем, что обусловлено широкомасштабным применением платформ SaaS и API, которые стали основным вектором развития в программировании.
RPA традиционно позиционируется как платформа для работы с комплексом унаследованных, сторонних и современных бизнес-приложений, которые большинство организаций накапливали годами. При взаимодействии с платформой автоматизации лучше всего использовать API (при условии, что к ним имеется доступ), поскольку в сочетании обе эти технологии обеспечивают бесшовный, устойчивый к изменениям опыт работы, который не подвержен влиянию слоя UI.
«Многие рыночные наблюдатели считают, что API не позволят раскрыть потенциал RPA, но это ошибочные суждения», — сказал Коттонгим. В среде, которая богата API, RPA демонстрирует свою ценность в качестве no/low-code-платформы для принятия бизнес-решений и управления рабочими процессами. Ее также можно рассматривать как эффективную технологию для быстрого возврата средств от небольших инвестиций, которые требуются, чтобы ликвидировать технологическое отставание или устранить пробелы в бизнес-процессе. По словам Коттонгима, пока что ни RPA, ни API не созрели для прорыва, но их распространенность и стандартизация, безусловно, помогли улучшить качество внедрения и скорость окупаемости, особенно для API. В конечном итоге, API — это отличный инструмент для приема и отправки запросов из системы или в нее, однако с их помощью нельзя эффективно создавать уникальные и сложные бизнес-процессы.
Платформы RPA — это про рабочие процессы
«Из инструмента для подсоединения двух систем RPA превратилась в сквозную платформу автоматизации рабочих процессов», — полагает исполнительный вице-президент по клиентским решениям поставщика системы обмена финансовыми сообщениями Symphony Гутам Наделла. Если еще несколько лет назад предприятия рассматривали RPA как средство коммуникации между разнородными системами, то сегодня технология служит для объединения людей, ботов и приложений, чтобы обеспечить связность рабочих процессов по всему периметру предприятия.
Наделла сказал, что при выборе RPA клиенты Symphony проводят детальный анализ рабочего процесса и всех действий, которые пользователю нужно предпринять для его выполнения, а затем определяют, какие из этих действий RPA может повторить. Затем они подбирают несколько действий — как правило, не больше одного или двух — и автоматизируют их при помощи API, рассматривая интерфейс как всего лишь один из компонентов RPA. По сути, боты либо работают без участия людей, либо обрабатывают информацию под надзором сотрудников. Так или иначе, боты делают людей более эффективными, но чтобы взаимодействовать с ними, без прослойки API не обойтись. «API — это основополагающий уровень любой системы, необходимый для того, чтобы боты могли функционировать должным образом», — сказал Наделла.
Завоевать расположение CIO
В скором времени поставщики решений для управления API и поставщики платформ RPA начнут вторгаться на территорию друг друга с целью стать предпочтительной платформой для автоматизации. «ИТ-директорам следует подходить к развертыванию средств автоматизации комплексно, учитывая, что как API, так и RPA — неотъемлемая часть этого процесса», — говорит вице-президент по управлению продуктами и бизнесом Automation Anywhere Стив Шах. Отчасти недавний всплеск интереса в отношении RPA заключается в ее способности интегрировать традиционные API с возможностями искусственного интеллекта нового поколения. «Упрощая интеграцию ИИ, RPA поможет автоматизировать еще более сложные задачи, которые включают как структурированные, так и неструктурированные данные, предоставляя возможность для создания продуктов, которые выполняют рутинные и утомительные задачи вместо людей», — сказал он.
По словам Шаха, еще большую динамику развитию RPA придадут «перетаскиваемые» пользовательские интерфейсы (drag-and-drop UI), которые ускорят создание приложений для автоматизации. Появление упрощенных UI для разработки бизнес-приложений означает, что сотрудники бизнес-подразделений, ничего не смыслящие в программировании, смогут легко создавать собственные программы и тем самым повысить эффективность работы.
В то же время поставщики API не без оснований полагают, что инструменты для управления API не будут отодвинуты в сторону. Главный директор по продуктам API Cloud Elements Росс Гаррет, считает, что, как и no/low-code, RPA — это всего лишь сиюминутная мода в сфере автоматизированной разработки ПО, уходящая корнями в 1980-90-е. Он признал, что в своей современной инкарнации ИИ облегчает автоматизацию большого количества задач, но он недостаточно дееспособен и безопасен без надлежащего контроля, который реализуется при помощи API. «В конечном счете, интеграция на основе API является разрешающим уровнем — основой, которая поддерживает современную корпоративную интеграцию и рождает новые идеи, такие как RPA», — сказал он.
Чтобы завоевать расположение CIO, поставщикам RPA и API-интерфейсов стоит поторопиться, иначе это сделают крупные облачные провайдеры, выведя на рынок собственные решения для API и RPA. Как говорит генеральный директор консалтинговой компании по облачным решениям Astor Себастьян Долбер, Microsoft, Amazon и другие крупные поставщики корпоративного ПО уже начали предлагать альтернативы специализированным RPA-продктам, к примеру, Microsoft Azure Logic Apps или Amazon Simple Workflow Service. «Похоже, эти предложения попали в точку, предлагая гибкость классических RPA и API», — считает он.