На прошлогодней конференции MERLION IT Solutions Summit был представлен маркетплейс MerliOnCloud — агрегатор облачных услуг, на котором партнеры ведущего российского дистрибьютора MERLION могут формировать и продавать собственные облачные продукты и услуги либо вендорские сервисы и приложения. Покупая такие сервисы не напрямую от вендора, а через дистрибьютора и его канальных партнеров, заказчики не должны будут заключать договора с первичными поставщиками, вдаваться в детали лицензионной политики и оплаты различных, в том числе гибридных, конфигураций в соответствии с российским законодательством и в российских деньгах. В свою очередь в рамках концепции дистрибуции с добавленной ценностью (VAD) MERLION совместно с партнерами помогает заказчикам выбрать лучшего поставщика тех или иных услуг, обеспечивает техническую поддержку, консультирует по вопросам миграции существующей онпремисисной функциональности в облака. Партнер может выступать и в роли агрегатора облачных сервисов разных поставщиков. Сегодня на витрине у каждого партнера в среднем от 20 до 30 сервисов. И некоторые из них уже продали по нескольку разных сервисов одному заказчику.

Прошел год, и на третьей конференции MERLION IT Solutions Summit 2019 руководитель MerliOnCloud Антон Салов подвел первые итоги работы компании в этом направлении. По его словам, основной фокус был сделан на расширении продуктового портфеля, подключении партнеров из числа системных интеграторов и на трансформации их в провайдеров управляемых услуг (MSP, Managed Service Provider). В целом с поставленной задачей справиться удалось. Хотя не все намеченные изначально продукты получилось разместить на MerliOnCloud, но зато там появились другие решения от ведущих отечественных и зарубежных разработчиков. Темпы роста продуктового портфеля маркетплейса оказались одними из самых высоких на рынке.

Сегодня в нем более 40 сервисов от 22 вендоров, но если различные редакции одной и той же услуги, например антивируса под разные операционные системы, считать разными сервисами, то число это смело можно умножать на два. По словам Антона Салова, наиболее популярными категориями у партнеров являются средства информационной безопасности и виртуальные/цифровые офисы. Среди них — подписки на антивирусы Avast, Dr.Web, ESET и Kaspersky, сервис фильтрации контента SkyDNS, платформа для защиты смартфонов, планшетов, ноутбуков и устройств IoT IBM MaaS360, пакеты для организации коллективной работы с документами «МойОфис», Office 365, Zextras, OfficeSuite. Популярность этих двух категорий сервисов не удивительна: обе они нужны любому бизнесу и не имеют отраслевой специфики.

Есть успешные проекты, использующие облачный сервис мобильного обучения E.Queo. Стабилен спрос на инфраструктурные услуги по резервному копированию и формированию виртуальной инфраструктуры.

В портфеле MerliOnCloud — такие полезные сервисы, как платформа унифицированных коммуникаций CommuniGate Pro, предоставляющая функции электронной почты, групповой работы, IP-телефонии и обмена сообщениями, инструмент для безопасной поддержки пользователей за пределами корпоративной сети Be.Cloud, система транспортного обслуживания региона ТОР, используемая, в частности, для управления городским общественным транспортом, платформа статистического анализа IBM SPSS. Небольшим компаниям будет полезен онлайновый бухгалтерский сервис «Моё Дело», позволяющий автоматизировать такие рутинные операции, как создание счетов, заполнение деклараций или расчет налогов.

Физически облачные сервисы по большей части развернуты в ЦОДах российских провайдеров, но есть и зарубежные площадки: так, сервисы MaaS650, Watson Studio и SPSS размещены в публичном облаке IBM Cloud.

В ближайших планах MerliOnCloud — создание рабочего места госслужащего, которое будет предоставляться как сервис и удовлетворять российским нормативным требованиям. В него войдут антивирусная защита, офисные приложения «МойОфис», коммуникационная платформа CommuniGate Pro, средства удаленного управления Be.Cloud, услуги резервного копирования, call-центра, а также, по желанию заказчика, тот или иной тип рабочей станции: «тонкий клиент», ноутбук, моноблок (обсуждается даже возможность предоставления рабочих станций по модели подписки).

Как сообщил на конференции ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин, в структуре российского рынка облаков сейчас преобладают сервисы SaaS (80% из них — это бухучет, системы отчетности, виртуальные АТС и call-центры, а также офисное ПО): на их долю из всего объема выручки (69 млрд. руб.) в 2018 г. приходилось 70%. Не удивительно, что и в портфеле MerliOnCloud сервисы SaaS также преобладают. Станислав Мирин обратил внимание на то, что в отличие от большинства российских облачных провайдеров, сокративших в этом году номенклатуру своих SaaS-предложений в два-три раза, у MerliOnCloud она, напротив, удвоилась.

Тем не менее согласно прогнозу iKS-Consulting до 2022 г. при среднем темпе роста российского облачного рынка 23% доля SaaS снизится до 61%, а доля IaaS увеличится с нынешних 24 до 31%. Как сообщил Антон Салов, сейчас компания MERLION в рамках MerliOnCloud приступила к активному развитию направлений IaaS и PaaS: в этом году в ее портфеле появились инфраструктурные сервисы IBM Cloud, а также одного российского провайдера, имя которого будет названо позднее. В ближайшее время планируется заключение партнерских соглашений по IaaS/PaaS с ведущими отечественными гиперскейлерами. Для этого нужно решить ряд вопросов интеграции и согласования API-интерфейсов к порталам управления провайдеров. В числе предлагаемых инфраструктурных сервисов — хостинг серверов, резервный ЦОД, СХД как сервис или по модели хостинга, инфраструктура для государственных информационных систем (ГИС) и хранения персональных данных, выделенный защищенный канал, защита от атак DDoS, а также реализация всевозможных мультиоблачных и гибридных конфигураций.

«Мы предлагаем реализацию гибридных сценариев как нашим партнерам, так и их клиентам, — уточняет Антон Салов. — Под такими сценариями мы понимаем одновременное использование частного и публичного облака. По-настоящему частных облаков (соответствующих определению NIST) не очень много, но так или иначе гибридные сценарии набирают популярность. MERLION может не только поставить оборудование и ПО для частного облака, но также предложить сценарии использования вместе с ними и публичных облаков. При этом наша брокер-платформа способна связать биллинг, управление и отчетность как по частному облаку, так и по публичному в едином счете. Возможны варианты, когда платформа устанавливается внутри контура заказчика. Есть также сервисы, в которых реализована интеграция облачных и онпремисисных компонентов. Таковым является, например, сервис „МойОфис Профессиональный“, в котором сочетаются облачный бэкенд для хранения файлов и почтового сервера с редакторами документов, инсталлируемыми на ПК клиентов».

Упомянутые облачные инфраструктурные услуги сформированы на базе собственных ресурсов MERLION или на партнерской инфраструктуре специалистами технического центра дистрибьютора. Но доступны они всем партнерам, которые могут продавать их от своего имени, используя уникальные компетенции инженеров MERLION. «У нас нет своих собственных ЦОДов, мы арендуем место в партнерских дата-центрах, — уточняет Антон Салов. — Мы не прокладываем сами оптические каналы связи до этих ЦОДов, тут нам тоже помогают партнеры. А вот, скажем, виртуализацию или средства резервного копирования корпоративного класса мы умеем создавать сами. Просто осуществлять дистрибуцию готовых инфраструктурных услуг (продавать гигагерцы и терабайты) маломаржинально и не очень интересно. Мы можем гораздо больше».

Год — по житейским понятиям срок небольшой, но в ИТ-отрасли всё меняется буквально на глазах. Осталась ли изначальная концепция MerliOnCloud неизменной или претерпела трансформацию в ответ на реальные запросы партнеров и заказчиков? «Основная концепция и стратегия существенных изменений не претерпели, — констатирует Антон Салов. — Однако в тактику нам пришлось внести серьёзные коррективы. Это связано и с первым опытом, который получили мы и наши партнеры, и с макроэкономическими и даже геополитическими изменениями. В частности, мы сместили акцент с месячных тарифов на годовые. Мы пытались продвигать месячные подписки на антивирусы и аналитический пакет IBM SPSS, но выяснили, что в силу невысокого проникновения электронного документооборота клиентам и их партнерам удобнее покупать услуги именно по годовым тарифам. Такова, например, ситуация с MDM-сервисом IBM MaaS360. Большинство наших партнеров голосуют в пользу такого периода биллингования. Поэтому мы пришли к ряду вендоров с предложением сформировать годовые подписки. Производители антивирусов нас уже услышали».

По его словам, компания присушивается к партнерам и старается соответствовать их ожиданиям, сдвигая продуктовые акценты (добавляя больше импортозамещающих сервисов). «По запросам партнеров меняем дорожную карту развития платформы, добавляем новую функциональность, например, работаем над созданием нового интерфейса (UX) личного кабинета партнера, формируем новые разнообразные шаблоны для витрин, создаем Restful API, необходимые для сложных сценариев интеграции. Для этого в нынешнем году мы серьёзно усилили команду разработчиков», — рассказал Антон Салов.

Перспективы MerliOnCloud во многом определяются развитием российского облачного рынка. В рамках MERLION IT Solutions Summit прошла ставшая уже традиционной панельная дискуссия, на которой обсуждались наиболее значимые тенденции этого сегмента. Эксперты — а это не только представители отечественных и крупных западных облачных провайдеров, но и партнеры MerliOnCloud — обсудили те изменения, которые произошли с рынком облачных решений за год. Среди них следует отметить явный тренд на консолидацию рынка: крупные операторы связи либо уже провели сделки по приобретению облачных провайдеров и их ЦОДов (МТС приобрела ИТ-ГРАД, 1cloud, «Авантаж»), либо находятся в процессе поглощения (Ростелеком — DataLine). По мнению Станислава Мирина, указанная консолидация является одним из важнейших признаков перехода российского облачного рынка в фазу зрелости.

Beeline и «ЭР-Телеком» тоже присматриваются к активам, обладающим облачной экспертизой, проводят предварительную оценку менее крупных, но вполне перспективных провайдеров. Лишь «Мегафон» пока находится в стороне, но ему экспертизы хватает — он черпает ее из тандема с Mail.ru, предлагает White Label-решения гиперскейлера MCS и сервисы Mail.ru для бизнеса, такие как почта и дисковое пространство. Независимые игроки, например IXcellerate, понимая, что далеко не все клиенты захотят перейти на операторские облака и в их ЦОДы, тоже планируют экспансию на нашем рынке, в том числе и по модели слияний и поглощений. Компания MERLION разглядела этот тренд еще раньше и несколько лет назад приобрела платформу облачной дистрибуции Velvica и дистрибьютора программного обеспечения по модели подписки — фирму RentSoft. Полученная в результате этих покупок экспертиза и технологические наработки помогли быстро запустить маркетплейс MerliOnCloud и активно его масштабировать.

Партнеры MERLION в ходе панельной дискуссии выразили уверенность в том, что спрос на облачные решения в сегменте СМБ сохранится и продолжит рост, хотя, может быть, и не такими темпами, как в начале десятилетия. Основной рост ожидается в сегменте IaaS/PaaS, причем за счет среднего и крупного бизнеса, а также госсектора (в первую очередь в регионах). Эти тенденции заметны уже сейчас: о них можно судить по растущей популярности импортозамещающих облачных решений.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ MERLION