Казалось бы, технология Интернета вещей (IoT) процветает — о ней много говорят и пишут, однако пока что предприятиям не удается в полной мере реализовать скрытую в IoT ценность для бизнеса, пишет на портале ComputerWeekly независимый аналитик Роб Бэмфорт.
Интерес к рынку Интернета вещей не ослабевает, более того — он продолжает расти, что связано с такими прогрессивными технологиями, как «умные» города, автономные транспортные средства, смарт-дома и т. д. Представляя себе эти объекты, воображение рисует сцены из научно-фантастических фильмов, но, несмотря на всю продвинутость, для их масштабного развертывания требуется дорогая инфраструктура и взаимосвязанная цепочка создания стоимости. Все это подводит к одному важному вопросу — как раскрыть ценность IoT?
В качестве примера можно привести авиакомпании, которые несмотря на инвестиции и усовершенствования в технологии отслеживания ежегодно теряют около 25 млн. сумок и чемоданов, это говорит о том, что должен быть какой-то более простой способ контроля за ручной кладью. Чтобы побороть это явление, в этом году члены Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) проголосовали за внедрение во всей отрасли RFID-меток. Имплементация этой технологии даже с учетом инвестиций, необходимых для поддержки систем и оборудования, поможет отрасли сэкономить более 3 млрд. долл., а также улучшить качество обслуживания десятков миллионов клиентов в год.
Подобные схемы внедрения кажутся очевидными, но почему к ним так редко присматриваются? Дело в том, что хотя технологии Интернета вещей легко доступны, формальная часть IoT-проекта требует создания целой экосистемы партнеров с таким большим количеством бизнес-планов, что реализовать его в коммерческом виде довольно непросто. Технология хорошо масштабируется, ее можно применять в различных сценариях с пересекающимися взаимосвязями, но чтобы достичь результата, нужно быть готовым к тому, что ее внедрение может быть медленным и обернуться большими затратами. Примечательно, что пройдя доказательство концепции или стадию прототипирования, IoT-решения могут оказаться неповоротливыми и малопригодными для развертывания или управления в масштабе.
Более простые подключенные технологии
Еще одна проблема IoT — переоценка технологии. Некоторые IoT-решения не требуют очень «умных» вещей, а массы более простых, связанных технологий. Это говорит о проблеме масштабирования IoT как о базовой проблеме «вещей» не только на верхнем (управление), но и нижнем уровне (развертывание). Чтобы решить ее, требуется проработать большое количество мелких деталей, без учета которых действенность IoT-технологии принесет бизнесу минимальную пользу. Сейчас в телекоммуникационной отрасли царит эйфория по поводу сетей с лучшей пропускной способностью (5G — последний пример), но подавляющее количество небольших компаний не смогут использовать эти мощные сети напрямую.
Традиционные ИТ-провайдеры, как производители аппаратного оборудования, так и поставщики ПО, создали альтернативную технологию — Intelligent Edge. С ее помощью «умные» шлюзы предоставляют механизмы для поддержки крошечных устройств посредством агрегации и абстракции, что позволяет упростить подключение к множеству небольших устройств, расположенных близко друг к другу. Такой подход повышает эффективность управления и качество распределенного анализа, но он все же не решит все проблемы, особенно если требуется подключение к сильно удаленным микро-устройствам или устройствам с низким уровнем плотности размещения. Для осуществления этой задачи лучше всего прибегнуть к маломощной широкополосной сети с низкой пропускной способностью.
Крошечные устройства
Крошечные устройства с датчиками обладают своими особенностями и требованиями. Примечательно, что люди среднего возраста понимают это лучше, чем поколение Z, рожденное в мире практически неограниченной вычислительной мощности, огромной памяти и высокоскоростных подключений. Дело в том, что ограничения в виде минимального объема памяти, вычислительной мощности, и, что еще более важно, минимального потребления энергии покажутся зенниалам сложными и обременительными. Особенность миниатюрных IoT-устройств состоит в том, что они, как правило, оснащаются крохотными батареями, процедура замены которых может быть чрезмерно дорогостоящей, а стоимость технического обслуживания удаленного устройства может значительно превысить приносимую им бизнесу добавочную стоимость.
В этом случае на передний план выходят технологии, которые требуют минимального контакта с человеком. Маломощные широкополосные сети для устройств с минимальным потреблением электроэнергии, взаимодействующие с облегченными протоколами наподобие MQTT, играют все более значимую роль при широкомасштабных развертываниях микро-девайсов. Такие сети экономят их заряд, что позволяет устройствам оставаться подключенными без дорогостоящей и сложной edge-технологии или регулярного технического обслуживания. Таким образом, большое количество микро-устройств с крошечными объемами данных могут объединяться, чтобы привнести в бизнес-процессы интеллект, связность и, в конечном счете, значительную ценность.
Многие компании с большим воодушевлением относятся к появлению таких новейших технологических инноваций, как 5G, порой забывая о рисках для бизнеса. Ценность сетей состоит в их емкости, то есть в том, какое количество подключений они обеспечивают, а не в том, какой чистой пропускной способностью они обладают. IoT не является исключением, и чтобы знать, как получить выгоды от ее применения, нужно вникнуть в некоторые детали. Эффективное широкомасштабное развертывание IoT представляет из себя проблему, потому что большая часть затрат будет приходиться на логистику, а не на саму технологию. Таким образом, в команды IoT нужно набирать не столько ИТ-специалистов и специалистов по сетям, сколько экспертов по логистике. Может это и не модно, но ценность IoT заключается в масштабируемости и управлении стоимостью, а это как раз то, в чем лучше всего разбираются логисты.
Потенциал IoT для цифровой трансформации скрывается в масштабе технологии: научившись перемещать небольшие фрагменты данных, предприятие сможет масштабировать эти фрагменты в осязаемую бизнес-ценность.