Пришло время отказаться от монолитных систем и изобрести новую модель работы с данными (фабрику данных, фабрику информации), которая поможет оперировать информацией более динамично, считает главный аналитик Forrester Мишель Гетц. Ее мнение приводит портал InformationWeek.
По словам Гетц, в настоящее время в корпоративном мире проходят значительные перемены — предприятия двигаются от процессов к алгоритмам. Эксперт пришла к выводу, что повсеместное распространение автоматизации подталкивает текущую модель работы с данными к ее пределам, за которыми открываются новые рубежи. «Прекратите строить монолитные системы несмотря на страхи, что это может привести к сбоям в бизнес-процессах, — призывает она. — Организации, которые все еще применяют устаревшие системы, должны спланировать пошаговый переход к более гибкой архитектуре. Конвергенция виртуализации данных, API и микросервисов будет способствовать тому, чтобы предприятия стали более гибкими и адаптируемыми».
Гетц указывает, что мы живем в мире, в котором все строится на логике, интуиции и понимании. Имеется в виду, что современная экосистема данных включает не только структурированные данные в СУБД, ее также наполняют другие информационные ресурсы, такие как медицинские фотоснимки, документы, данные видеонаблюдения и т. д. При этом смартфоны и носимые устройства выступают теми инструментами, которые позволят принимать, понимать и обрабатывать данные вне зависимости от их формата. Поскольку данные поступают из различных источников, следует уделять больше внимания альтернативным способам их обработки за пределами автоматизированных пространств, СУБД и приложений. «Нам нужно, чтобы данные работали на конечных устройствах, там, где формируется личное пространство и создается наибольшая ценность», — сказала Гетц. По ее мнению, данные нужно адаптировать, упрощая их использование.
Зерно интеллекта должно наполнить все составляющие информационной экосистемы. Следующая веха корпоративной эволюции наступит тогда, когда предприятия перейдут от экспериментов с ИИ к его плановому применению, «станут жить им». Предприятия уже двинулись по пути визуализации бизнес-данных, и просмотр электронных таблиц в виде графиков, диаграмм, дашбордов, виджетов — это только начало. Теперь организации хотят, чтобы данные были столь же осязаемыми для бизнеса, насколько они воспринимаются в реальности, вплоть до перехода к имитационному моделированию. Все это обеспечит информационная фабрика следующего поколения, утверждает Гетц.
Алгоритмы играют все более важную роль, начиная с поддержки сквозных процессов информационных систем и заканчивая конечными пользовательскими устройствами. По мере развития возможностей аналитики и машинного обучения алгоритмические модели проникают в новые области. Так как же будет выглядеть информационная фабрика нового поколения? Гетц описывает ее как связь «многого со многим». Под этим она подразумевает увеличение масштабов подключения к данным, когда потоки информации из одного или нескольких ресурсов соединяются со многими другими, и т. д. «Информационная фабрика нового поколения должна поддерживать экосистему алгоритмов и управлять ею, это окажет определяющее влияние на наш бизнес-опыт и потребительские ценности», — сказала она.
Новая модель работы с информацией предполагает более оперативное реагирование на события, более высокий уровень прогнозируемости, оптимизации обработки и обслуживания ресурсов. По словам Гетц, смартфоны с встроенными инструментами типа камеры и GPS уже неплохо справляются с этим, собирая и загружая данные различных типов и форматов. Со временем появятся интеллектуальные алгоритмы сбора данных, которые позволят управлять ресурсами и активами при помощи предсказательных аналитических возможностей. «Это и есть воплощение бизнеса в данных, — считает эксперт Forrester. — Чтобы раскрыть его потенциал, нужна информационная фабрика, которая поддерживает связь „многого со многим“».
По ее словам, наступает момент, когда данные уже нельзя рассматривать как продукт в рамках каких-то границ. «Владельцы бизнеса могут полагать, что основная ценность исходит от приложений, но на самом деле их питают данные, без них они потеряют свою значимость. Бизнесу нужно думать о том, как эти данные вывести на уровень, где API связывают сервисы и опыт», — сказала она. Это первоочередная задача, и организации уже пересматривают архитектуры служб данных и API.
Инвестиции в виртуализацию данных Гетц считает наиболее дальновидными. По ее словам, данные всегда генерируются на периферии, и архитектура будущей фабрики данных должна это учитывать.