Масштабы внедрения искусственного интеллекта и интернета вещей растут, поскольку лидеры всех отраслей нацелены на рост доходов и ускорение планирования.
«Справедливо сказать, что самые успешные операции интернета вещей — это операции AIoT, т.е. искусственного интеллекта вещей. AIoT — это возможность принимать решения на основании данных со множества датчиков IoT с помощью технологий ИИ», — отметил Александр Ефимов, директор по аналитическим и индустриальным решениям компании SAS Россия/СНГ.
Некоторые выводы из совместного исследования IDC с SAS, Intel и Deloitte:
- 34% респондентов сообщили, что увеличение доходов — главная цель использования AIoT. Другие цели: внедрение инноваций (17,5%), предложение клиентам новых цифровых услуг (14,3%) и снижение операционных расходов (11,1%);
- 79% руководителей участвуют в принятии решений по проектам IoT, и 92% из них говорят, что отдача от AIoT превышает ожидания;
- 68% компаний используют данные IoT для ежедневного принятия оперативных решений с помощью электронных таблиц и других технологий, не связанных с ИИ. Только 12% респондентов используют IoT для обоснования запланированных решений. Доля тех, кто при этом использует еще и ИИ, среди респондентов равна 31%;
- компании, которые развили возможности AIoT, сообщают о более высоких результатах по важнейшим организационным целям, включая ускорение операций, внедрение новых цифровых услуг, повышение производительности труда сотрудников и снижение операционных затрат. Например, компании, использующие IoT без ИИ, отмечают ускорение операций в среднем на 32%; компании, добавляющие к IoT ИИ, — ускорили операции на 53%;
- бизнес-аналитика (33%), контроль в режиме реального времени (31%) и мониторинг текущего состояния (30%) возглавили список аналитических технологий, используемых в проектах IoT.
«ИИ и IoT больше не разделены, — сказал Мелвин Грир, главный специалист по данным Intel Americas. — ИИ замыкает цикл работы с данными в IoT-среде, где устройства IoT собирают или генерируют данные, а ИИ помогает автоматизировать принятие и исполнение важных решений на основе этих данных. Сегодня большинство компаний, использующих IoT, находятся только на первом этапе, когда они благодаря IoT начинают видеть взаимосвязи между объектами. Но они движутся дальше, к более сложным этапам повышения эффективности и надёжности производства, где им нужны технологии ИИ».
ИИ дает возможность быстрее принимать более сложные решения, чтобы значительно влиять на бизнес-результаты. ИИ контролирует, работает ли оборудование, прогнозирует поломки, помогает принимать решения о спросе и предложении, качестве продукции, о логистике в розничной торговле, о развитии болезни и ходе лечения в больнице.
Старший директор Western Digital, Гаутама Кхера, говорит, что ИИ уже оказывает практическое влияние на IoT-стратегию компании: «Мы используем ИИ, чтобы строить наши хранилища данных, быстрее делать выводы, ускорять вывод на рынок новых продуктов и гарантировать при этом качество и доходность».
Морин Флеминг, вице-президент IDC по интеллектуальной автоматизации процессов, согласна с Кхера: «Скорость обновления данных при их сборе с сенсоров и датчиков выросла. В сочетании с технологиями ИИ это позволяет компаниям сосредоточиться на планировании активностей, а также быстро выявлять и решать операционные проблемы. Комбинация ИИ и IoT дает гибкость и большую эффективность».
Гаутама Кхера из Western Digital считает, что совмещать технологии IoT и ИИ просто необходимо: «Мы используем углубленные аналитические методы, чтобы понять форму данных, особенности, драйверы, а также найти скрытые аномалии, которые не выявит человек».
Джей Цей, главный операционный директор Ulbrich Steel, мирового производителя металлических комплектующих, сказал, что его приоритетная задача в том, чтобы ценность AIoT видели и признавали во всех департаментах компании: «Я верю, что AIoT позволит людям работать вдвое продуктивнее, чем сегодня. Я рассматриваю SAS Analytics for IoT как одно из решений ИИ, которое можно использовать, чтобы последовательно реализовывать нашу глобальную стратегию».
В проектах AIoT должен быть заинтересован в первую очередь топ-менеджмент, считает Энди Дэчер, директор консалтинговой практики Deloitte и лидер направления Internet of Things: «Этот вопрос должен быть на повестке дня у генеральных директоров. Если запуск AIoT инициирует именно бизнес-, а не ИТ-подразделение, компания получит качественные результаты».