Технология виртуальной реальности (virtual reality, VR) давно у всех на слуху, тогда как технология дополненной реальности (augmented reality, AR) всегда находилась в ее тени. CIO и соучредитель разработчика решений для смешанной реальности Zappar Каспар Тайкир рассказывает на портале ZDNet об основных вехах развития AR в уходящем году и строит прогнозы по поводу ее будущих достижений.

AR не удалось стать такой же популярной, как VR. По сравнению с причудливыми, где-то даже кичливыми VR-гарнитурами, она менее броская и ей пока что не удается проникнуть за границы смартфонов. Но вскоре AR станет одной из доминирующих технологий и это связано именно с тем, что эта технология является нативной для мобильных устройств, на которые люди во многом полагаются. Так или иначе, но AR обещает привнести в реальный мир интерактивный, легкодоступный и наполненный данными опыт: направив свой телефон практически на любой объект, можно будет получить о нем нужные данные или сделать быстрый заказ. Профилирование в Facebook потеряет актуальность: сфокусировав камеру телефона на незнакомом человеке, технология выудит о нем все возможные детали.

Возможности AR довольно пугающие, и может быть то, что она еще находится в начальной стадии развития, несколько успокаивает. До сегодняшнего времени AR не удавалось раскрыть свой потенциал — в основном ею умело манипулировали для реализации фальшивых маркетинговых стратегий. Однако ситуация начинает меняться к лучшему.

AR-2019

Набирает популярность «подключаемая упаковка»

Несмотря на то, что метод создания так называемой подключенной упаковки уже зарекомендовал себя действенной маркетинговой стратегией, популярности ей придало то, что на нее обратили внимание крупные производители. Такие компании, как Nestle, McDonalds и Danone, продемонстрировали, как AR можно задействовать в глобальном масштабе, создавая эффект снежного кома, который привлечет к ней другие бренды.

Пространственные вычисления: инструмент для обучения, подготовки и развития

Доказано, что AR оказывает сильный эффект на восприятие человека, приковывает его внимание, но эта технология также может действовать вне маркетингового контекста. AR в виде концепции пространственных вычислений (spatial computing, метод глубокого погружения в искусственно созданную реальность) нашла практическое применение в сфере реализации программ для адаптации, обучения и профессионального развития сотрудников, приведя эмпирические доказательства стимулирующего эффекта на процессы запоминания человека, который повышает его способность к обучению, сокращает время обучения, повышает его профессиональные качества и помогает уменьшить накладные расходы.

Например, сеть пиццерий Papa Murphy’s применяет ее для своей программы адаптации сотрудников, размещая в ключевых местах обучения AR-станции. Эта схема приживается в сфере финансовых услуг, здравоохранении, ее перенимают крупные поставщики потребительских товаров, высшие и профессионально-технические учебные заведения. Чем активнее компании будут пробовать технологию и обмениваться опытом, тем скорее AR пройдет порог созревания и станет инструментом повышения эффективности.

Усовершенствованная технология камер позволяет проводить лучшие AR-кампании

Производители аппаратного обеспечения на продолжении многих лет используют технологию камер для смартфонов в качестве одного из основных козырей, чтобы привлечь клиентов к своим новым продуктам. Функционал камер iPhone 11 и Pixel 4 достиг если не технического предела, то очень близок к нему, что дает возможность проведения все более передовых AR-кампаний, наполняя их креативными решениями с точки зрения взаимодействия пользователя с AR. Современные камеры с эффектом глубины и широкоугольными объективами открывают новые возможности для расширенного опыта работы с AR в будущем.

AR определенно растет и совершенствуется, что дает основания полагать, что в 2020 г. от нее можно ждать многого.

AR-2020

Мобильный WebAR созревает

В условиях, когда мировой рынок совместимых с WebAR устройств приближается к 3 млрд., а стандарты продолжают совершенствоваться, мобильная WebAR станет ключевой платформой для погружения в мир развлечений. Ее популярность будет подпитываться малыми предприятиями, у которых нет бюджета для поддержки приложений, а также крупными брендами. Стоит отметить, что хотя WebAR является многообещающей технологией, часть контента по-прежнему будет обслуживаться через нативные приложения, включая программы лояльности, спортивные или игровые приложения. Самое главное, что обе эти технологии будут способствовать более широкому распространению AR.

Нарастающее влияние 5G

В настоящее время обсуждается то, как 5G повлияет на развитие не только смежных технологий, но и на всю глобальную экономику. Сфера AR — не исключение. Одним из достоинств сетей пятого поколения является устранение зависимости AR от устойчивого сигнала Wi-Fi, что повышает гибкость ее использования. Есть все основания полагать, что в новом году 5G послужит основой для проведения AR-кампаний вне помещений, где надежное соединение Wi-Fi в настоящее время является роскошью — на концертах, конференциях или спортивных мероприятиях. Мощность и скорость 5G позволят дизайнерам AR-технологий еще больше расширить границы своего творчества.

Наступление носимых устройств

Разговоры вокруг носимых устройств уже окрестили «гонкой лиц». Скорее всего, новую волну ажиотажа вокруг них инициирует выход AR-очков с дисплеями типа heads-up (отображение информации на стеклах очков без ограничения обзора). Эти устройства позволят объединять аудио- и визуальную информацию с управлением жестами. Пересечение AR и носимой технологии вызовет воодушевление пользователей и разработчиков. AR и VR часто противопоставляются друг другу, и не без основания: это принципиально разные технологии с разными целями, задачами и жизненными циклами. С точки зрения носимых устройств различие между ними заключается в том, что AR обладает более тесной связью с мобильными устройствами, что играет ей на руку в плане массовости, в то время как VR требует специализированного оборудования, которое стало более доступным среднему потребителю только недавно. В любом случае, популярность и той, и другой зависит от количества и качества контента, на чем, собственно, и стоит сосредоточиться программистам.

AR отстаивает право быть рекламной платформой

Технология виртуальной реальности долгие годы не могла пробиться в медиа-мир, но вскоре он начнет осознавать силу AR как программного формата рекламы для привлечения и взаимодействия с пользователем. Появится совершенно новый вид AR-рекламы для наружного размещения, для которой будут разработаны новые правила и схемы применения. Какие? Пока что этого не знает никто, но можно не сомневаться, что человеческая смекалка и вдохновение найдут их немало. Недавно Modelo провела визуально ошеломляющую уличную AR-кампанию в честь Дня умерших (Dia De Los Muertos). Пользователей попросили направить камеры телефонов на специальную фреску, изображающую традиционные образы, например Катрину, окруженную ноготками, и наблюдать, как они оживают на экране. Это лишь один пример того, как кампании стимулируют взаимодействие с пользователями, вовлекая их в технологию.

Движение в сторону «всегда с AR» продолжится

Можно ли вообразить себе мир, наполненный жестами, проекциями, инсталляциями, который постоянно переплетается с реальностью, а не предлагает разовое соприкосновение в виде маркетинговой акции или представления какой-либо компании? Что, если AR станет нормой? А ведь люди всегда об этом мечтали, и с каждым годом мы становимся все ближе к тому, чтобы ее воплотить. Этого удастся достигнуть за счет удешевления производства оборудования, а также усовершенствования его возможностей, расширения инструментов для создания AR и появления 5G.