Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» подготовило отчет «Российский рынок телекоммуникаций
Снижение динамики в первую очередь обусловлено замедлением роста на рынке мобильной связи: формируя 57% всей телеком выручки, именно этот рынок в первую очередь определяет динамику отрасли связи. Другими негативными факторами выступили замедление все еще быстрорастущего рынка платного ТВ, а также стабильно высокие темпы падения доходов на рынках фиксированной телефонной связи и межоператорских услуг. Абоненты продолжают отказываться от домашних телефонных аппаратов, а также оптимизируют расходы на телефонную связь на предприятиях и в организациях. Межоператорский рынок сокращается за счет консолидации рынка и падения выручки на ряде международных направлений.
На рынке мобильной связи усилия операторов по повышению доходности с абонента частично нивелировались острой, в том числе ценовой, конкуренцией, а также введением операторами безлимитных тарифов. Существенное замедление произошло в динамике корпоративного сегмента, где не наблюдалось высоких темпов прироста выручки от A2P SMS, кроме того, довольно скромный прирост продемонстрировал М2М рынок.
Тем не менее, большинству федеральных операторов в 2019 году удалось сохранить положительную динамику выручки благодаря продолжению тарифной политики more for more — предложению за большие деньги большего объема голосового и дата трафика. Как следствие, среднерыночный ARPU за год вырос на 2,6% и достиг 321 руб.
Абонентская база мобильной связи, по предварительным данным, выросла на 1,7% и составила 260 млн. Несмотря на декларацию отказа от гонки за абонентом и ориентации на lifetime value, в 2019 году на рынке наблюдались попытки операторов нарастить свою клиентскую базу. Кроме того, на рост абонбазы продолжало влиять увеличение числа мобильных М2М подключений.
Проникновение широкополосного доступа в интернет достигло 60%. Абонентская база приросла на 1,4%, в первую очередь за счет подключений новостроек. Возможности для роста за счет подключения старого жилого фонда исчерпываются — как следствие, прирост оказался ниже, чем годом ранее, когда он составил 1,8%. Доходы в 2018 году приросли на 3,1%, что выше прошлогодних 2,8%. Ускорение обусловлено повышением в начале года тарифов, а также миграцией абонентов на более скоростные, и соответственно, дорогие тарифные планы.
На рынке платного ТВ прирост абонентской базы сократился до 1,7% с 3,3% годом ранее. Основная причина — отток пользователей кабельного ТВ. В условиях стагнации рынка спутникового ТВ драйвером роста абонбазы выступает IPTV, но и в этом подсегменте, по мере его приближения к насыщению, темпы прироста снижаются. Выручка при этом растет опережающими темпами — 10,2% за счет повышения тарифов и миграции абонентов из аналогового КТВ в цифровое КТВ и IPTV, однако и здесь наблюдается замедление.
За 2019 год от фиксированной телефонной связи отказались 2,2 млн абонентов, и, таким образом, проникновение услуги упало на 3 п.п. до 30%. Доходы от фиксированной телефонии за год сократились на 8,9%.
Несмотря на активное развитие инновационных сервисов, основным источником доходов для российских телеком компаний остаются традиционные телекоммуникационные услуги. Можно ожидать, что в 2020 году усилия операторов связи будут во многом сосредоточены, помимо освоения ИТ, медиа и других смежных рынков, на увеличении доходов от основных услуг.
Динамика телеком рынка при этом будет определяться в первую очередь ценовой политикой. Практика последних лет демонстрирует способность операторов увеличивать средний чек по рынку на