Цифровая трансформация продолжает оставаться в фокусе внимания CIO, но, похоже, она не вызывает такого же энтузиазма, как раньше. Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты рассказывают о тех проблемах, с которыми столкнулись компании при внедрении цифровых проектов, и дают советы, как их решить.
В 2019 г. инициативы в области цифровой трансформации различных отраслей достигли своего максимума, в то же время из-за гонки за постоянными инновациями начала сказываться накопившаяся усталость. Отчасти
Тенденции в области цифровой трансформации
Планируя новые или продолжая внедрение уже имеющихся цифровых инициатив, ИТ-лидерам следует не только взять на себя руководящую роль, чтобы изменить корпоративную культуру на предприятии, но и подготовиться к цифровому сдвигу в среде поставщиков ИТ-услуг, получить реальное представление об управлении данными, научиться правильно интерпретировать данные, трансформируя добытую информацию в инновации при помощи ИИ-инструментов, комплексно подойти к изучению вопроса внедрения публичных облачных сервисов. Следует более подробно ознакомиться с этими тенденциями и советами, которые дают эксперты ИТ-лидерам.
1. Цифровые операционные модели становятся нормой
Холл прогнозирует быстрое внедрение цифровых моделей, в том числе благодаря привлечению интегрированных кросс-функциональных команд. «CIO должны направлять культурные изменения внутри организаций, создавать цифровую основу и базовые возможности для осуществления трансформации, — говорит он. — Те из них, кто сдерживают или сопротивляются изменениям, рискуют потерять доверие советов директоров и существенно замедлить продвижение своих предприятий в долгосрочной перспективе».
2. Больше данных — больше проблем
С каждым годом больших данных становится не просто больше, растет скорость их накопления. «Проблема больших данных — увеличение объема, скорости и разнообразия данных, и она усложняется. Теперь у нас есть мобильные данные, данные датчиков, голосовые данные. Этот список можно продолжать, — говорит управляющий директор BDO Houston Анкур Ларойя. — Объем данных, которые необходимо хранить, удваивается каждые шесть месяцев, и они все чаще используются в неструктурированных форматах, которые затрудняют интеграцию и синтез в нечто осмысленное».
Бессистемное накопление массивов данных теряет смысл. Эксперты уже не один год говорят о важности управления данными. «Компании, которые инвестировали средства в управление данными и аналитику, обгоняют своих конкурентов. Они буквально встряхнули рынок, — полагает Ларойя. — В 2020 г. создание „умных“ поисковых ситем (insight engines) станет приоритетом, потому что это необходимо для выживания».
Более того, по мнению аналитиков Technology Business Research (TBR), новые правила в сфере обращения с данными, такие как GDPR, требуют более тщательного обхождения с ними. В результате озера данных будут терять популярность. «Без надлежащего планирования и управления входящими потоками данных могут возникнуть многочисленные проблемы с доступом, — добавил Ларойя. — Управление потоками — это само по себе сложная задача, но она усложняется за счет переизбытка хранимых данных. Последнее ведет к значительным рискам конфиденциальности и соблюдения нормативных требований».
3. Искусственный интеллект выходит на передний план
Даже после того, как все эти проблемы с данными будут решены, чтобы понять их в масштабе, пригодном для использования, потребуется помощь машинного интеллекта. Фактически, говорят эксперты по цифровым технологиям, ИИ станет ключом к достижению бизнес-результатов в области цифровизации. «ИИ — это одна из технологий, которая поможет стандартизировать рынок цифровой трансформации и сделать термин „цифровой“ синонимом успешности бизнеса», — написали аналитики TBR в отчете Digital Transformation Insights, опубликованном в сентябре 2019 г. ИИ будет пронизывать все функции, от продаж и маркетинга до HR и финансов.
За последний год алгоритмы машинного обучения стали совершеннее и получили более широкое распространение. «ИТ-лидеры должны включить их в свою стратегию бизнес-анализа данных в 2020 г., чтобы быстрее и эффективнее синтезировать и обобщать информацию, полученную из огромных объемов корпоративных данных, проанализировать которые командам ученых-людей не под силу, — говорит управляющий директор Pace Harmon Рахул Сингх. — Машинное обучение принесет заинтересованным сторонам конкурентное преимущество первопроходца». По словам Ларойя, машинное обучение и ИИ будут задействоваться в современных парадигмах архитектуры данных для автоматизации и смягчения проблемы управления данными — от агрегации и очистки до перевода в формат, готовый для аналитики.
4. M&A встряхнут рынок ИТ-услуг
Активность по слияниям и поглощениям (M&A) в сфере ИТ-аутсорсинга усиливается, поскольку традиционные поставщики ИТ-услуг начали приобретать инжиниринговые и цифровые маркетинговые фирмы, чтобы предоставить своим клиентам новые возможности. По словам Холла, 75% из 2200 купленных в прошлом году технологических компаний были аналитическими фирмами, поставщиками цифровых решений, инжиниринговыми фирмами или цифровыми агентствами.
«Этот рекордный темп поглощений перекроит ландшафт рынка, вынуждая CIO и поставщиков услуг пересмотреть модель партнерских отношений, — считает он. — M&A станет главным мотивирующим фактором для ИТ-директоров, поскольку им придется признать потенциальную синергию и, что еще более важно, интегрировать в свои продуктовые линейки цифровые возможности».
5. Цифровая трансформация обзаведется новыми союзниками
Поставщики услуг, которые не найдут свой «цифровой путь», станут полагаться на партнерские отношения. «Несмотря на то, что многие компании позиционируют себя поставщиками решений полного цикла, на самом деле ни одна из них таковым не является, — утверждают аналитики TBR. — Технологические партнеры всегда будут оставаться неотъемлемой частью независимых консалтинговых стратегий выхода поставщиков на рынок, особенно когда клиенты ищут готовые, минимально настраиваемые решения».
По словам старшего аналитика TBR Патрика Хеффернана, в то время как альянсы в секторе ИТ-услуг не являются чем-то новым, в эпоху цифровых преобразований поставщики могут объединить свои маркетинговые стратегии для разработки специализированных брендовых пространств в своих центрах инноваций или дизайн-студиях. Заключив трехсторонние федеративные партнерства, некоторым консалтинговым компаниям придется стать «заклятыми друзьями», где каждая из сторон постарается продемонстрировать другой свои самые сильные стороны и экспертизу.
6. Публичное облако охватывает новые территории
Как говорит Рахул Сингх, в последние несколько лет при переходе на облачные технологии компании в основном фокусировались на IaaS, PaaS и SaaS. Это связано с их эффективностью, масштабируемостью и гибкостью, позволяющими компаниям оптимизировать расходы и существенно сократить продолжительность рабочего цикла. В 2020 г. акцент будет смещен на внедрение инноваций. «Поставщики облачных услуг предоставляют услуги интеллектуальной автоматизации и обслуживания на основе аналитических движков, ИИ и машинного обучения, и все это в тесном контакте с клиентами, что позволяет ИТ-департаментам ускорить их внедрение и быстро улучшить результативность бизнеса», — объясняет Сингх. Все большее число ИТ-лидеров заинтересуется публичными облачными сервисами, чтобы воспользоваться их готовыми преимуществами и не тратить время и деньги на создание собственных решений.
7. Появятся новые метрики цифровой трансформации
«В реальности многие цифровые проекты терпят неудачу, потому что компании с самого начала не интегрируют свои бизнес- и технологические стратегии, — говорит CIO ServiceNow Крис Беди. — Однако крайне важно, чтобы CIO знали, как оценить свой прогресс в области ИИ и цифровизации в качественном выражении, и понимали, как эффективно донести эти величины до ключевых заинтересованных сторон».
По его прогнозам, в этом году CIO приступят к разработке методических критериев оценки для цифровых проектов, сфокусированных в основном на трех ключевых областях:
- скорость (скорость процессов и скорость выполнения работы);
- интеллект (способность аналитики автоматизировать и повысить эффективность принятия решений);
- опыт (определяет правильные поведенческие и экономические результаты).
8. Шаг назад, два шага вперед
Так или иначе, многие ранние цифровые инициативы были вынужденной ответной реакцией на появление новых вызовов, у компаний не всегда было время тщательно их обдумать и поэтому они потерпели неудачу. Однако сегодня перед стартом нового проекта имеет смысл сделать шаг назад, чтобы обеспечить максимальную отдачу. «ИТ-лидеры должны вооружиться концепцией, которую мы называем „insight-first“, — говорит Ларойя. — Она направлена не только на удовлетворение насущных потребностей, но и на раскрытие долгосрочного потенциала данных. Надлежащий сбор данных для каждой цифровой инициативы дает возможность улучшить и демократизировать бизнес-аналитику в масштабах всего предприятия».