Современный страховой бизнес — это большой спектр различных предложений для самого широкого круга клиентов при использовании разных каналов взаимодействия с потребителями в условиях динамично меняющихся окружающих условий и появления все новых технологических возможностей, утверждает начальник управления поддержки интеграционных решений «Росгосстраха» Александр Шигера. Даже если рассматривать только один вид страхования, то нужно учитывать, что необходимые для него данные поставляются из нескольких ИТ-систем и через различные каналы работы с клиентами (напрямую в офисах страховой компании, через компании-партнеры, через индивидуальных агентов и пр.). В этой ситуации даже для небольшой коррекции формата конечного документа (договора по конкретному виду страхования) должна немало потрудиться команда из пяти-шести ИТ-разработчиков.
Как рассказал Александр Шигера на мастер-классе «ЛАНИТ» и OpenText, необходимость автоматизировать процесс формирования печатных форм документов с использованием данных из нескольких ИТ-систем в компании назрела уже давно, но особую актуальность эта задача приобрела в 2015 г., когда появилась возможность заключать полисы ОСАГО (а это самый распространенный вид страхования на сегодняшний день) в электронном виде (применительно к электронным документам используется также термин «печатная форма», так как они реализуются в соответствующих PDF-файлах). «Переход на электронные рельсы позволяет повысить эффективность процесса подготовки документов, но тут становятся видны его узкие места, в том числе связанные с корректировкой форматов, — рассказывает о причинах, побудивших компанию инициировать проект внедрения системы OpenText Exstream, Александр Шигера. — При этом мы понимали, что нам нужна технология надежная и хорошо масштабируемая (ведь речь шла о самом массовом виде страхования), простая во внедрении и эксплуатации, но в то же время обладающая широкими функциональными возможностями, потому что впоследствии мы хотели распространить опыт ОСАГО на другие виды страхования».
В качестве возможных вариантов рассматривалось ПО от разных поставщиков, но окончательный выбор был сделан в пользу коробочного продукта OpenText Exstream. Александр Шигера объясняет такое решение следующими преимуществами этой системы:
- OpenText активно развивает платформу Exstream, постоянно выпуская новые релизы;
- данное ПО является кроссплатформенным и глубоко интегрируется с другими продуктами OpenText, а также с бизнес-системами таких ведущих поставщиков, как SAP, Salesforce, Oracle, Microsoft;
- понятная документация позволяет быстро развернуть и настроить решение;
- простота использования при формировании шаблонов печатных форм;
- высокая производительность с малым количеством ошибок.
В пользу OpenText Exstream сыграл и тот факт, что продукт уже был знаком ИТ-команде «Росгосстраха», поскольку чуть раньше в компании был реализован небольшой проект для одного из специализированных видов страхования. Учитывая имеющийся опыт, было решено, что новый проект будет выполняться внутренними силами ИТ-подразделения без привлечения внешних исполнителей. «Поставку лицензий выполнил наш давнишний ИТ-партнер — компания „ЛАНИТ“, специалисты которой вместе с сотрудниками вендора организовали обучение наших разработчиков, коллеги из европейской поддержки помогли нам с выбором архитектуры системы и настройкой, и уже через два месяца после старта мы получили работающий сервис», — вспоминает Александр Шигера. Но прежде чем применять созданный ИТ-сервис для ОСАГО, его испытали на более специализированном и относительно новом виде страхования — от укуса клеща. Разумеется, было проведено и соответствующее нагрузочное тестирование сервиса.
Общая схема работы сервиса при оформлении ОСАГО выглядит весьма просто:
- клиент самостоятельно заполняет форму на сайте «Росгосстраха»;
- проводятся все необходимые проверки на корректность её заполнения, затем данные в формате XML передаются в OpenText Exstream;
- OpenText Exstream формирует документ на основе шаблона и полученных
XML-данных; - электронный документ подписывается электронной подписью Command Center;
- подписанный документ и файл подписи отправляются в хранилище «Росгосстраха» и в личный кабинет клиента;
- клиенту, если он того хочет, выдается распечатка полиса в бумажном виде.
Проект был выполнен силами довольно скромной внутренней команды, на начальном этапе состоявшей из шести человек: технического руководителя, трёх разработчиков печатных форм и двух инженеров, которые занимались установкой и настройкой оборудования. Опыт эксплуатации решения подтвердил результаты нагрузочного тестирования: система обладает высокими показателями по отказоустойчивости, по масштабированию и по запасу производительности. На техническую поддержку уходит 10% рабочего времени одного специалиста, разработкой печатных форм занимаются шесть человек, при этом полный цикл создания нового шаблона полиса (от технического задания до готового продукта) занимает не более одной недели одного разработчика. Процесс внедрения новых шаблонов уже отработан и в достаточной степени унифицирован, что позволяет вводить их в действие в короткие сроки, без нарушения работающих процессов. В случае появления в «Росгосстрахе» новой ИТ-системы все вопросы по ее интеграции с OpenText Exstream решаются быстро и четко в соответствии с имеющейся инструкцией.
Как сообщил Александр Шигера, с помощью данного сервиса на базе OpenText Exstream сегодня в «Росгосстрахе» осуществляется полный цикл выдачи электронных полисов и различных сопроводительных документов, в том числе связанных с убытками. К настоящему моменту разработано и используется более ста шаблонов, а всего за год формируется свыше 40 млн. документов.
Проект продолжает развиваться, компания планирует расширить сферу применения OpenText Exstream в своей работе с ориентацией на возможности новых версий продукта. По мнению Александра Шигеры, недавно выпущенный вариант OpenText Exstream 16 представляет большой интерес в плане расширенного функционала его интеграции с другими продуктами OpenText и решениями сторонних производителей. Полезными будут также улучшенная работа с QR-кодами, возможность интерактивных изменений форм и расширенной поддержки Common Asset Service.
ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT