Роботизация бизнес-процессов (robotic process automation, RPA) — это не просто одна из многих перспективных технологий, она уже доказала свою профпригодность в качестве инструмента для решения множества бизнес-задач. CTO Blue Prism в регионе EMEA Питер Уокер рассказывает на портале Information Age об основных изменениях на рынке RPA в этом году.
1. Дифференциация поставщиков RPA станет более выраженной
В настоящее время организации приходится выбирать из более чем 150 продуктов для RPA, и все они значительно различаются по требованиям к производительности, дизайну и подходу к освоению. Это разнообразие привело к тому, что клиентам довольно непросто разобраться в технических нюансах. В этом году ожидается более четкое разграничение продуктов RPA с разделением поставщиков на две основные категории. К первой относятся вендоры, продукты которых обеспечивают быстрое овладение тактическими преимуществами в рабочих средах, ко второй — поставщики решений стратегического назначения для крупномасштабных корпоративных проектов. С учетом того, что организации работают над расширением проектов автоматизации, более выраженная дифференциация между поставщиками внесет требуемую ясность при выборе RPA-решений, многие из которых к тому же обладают проектными ограничениями.
Одной из основных проблем при реализации проектов являются развертывания с интенсивным использованием кода, требующих большого объема ручного труда по отладке и связанных с увеличением накладных расходов на управление изменениями. Это подтверждается недавним прогнозом Gartner. В нем говорится, что «вплоть до 2021 г. 40% предприятий будут испытывать трудности из-за несогласованного, разрозненного применения RPA и невозможности масштабирования». Реальная ценность технологии проявится только тогда, когда она станет не просто преобразующим инструментом, а инструментом, который автоматизирует задачи в масштабе.
Это означает, что внимание организаций все больше и больше будет фокусироваться на технологии RPA, которая опирается на no-code — модель без программирования, которая нацелена на бизнес и решает проблему нехватки квалифицированных программистов. No-code позволит сократить сроки проектирования, программирования, сборки и развертывания, которые сдерживают масштабирование автоматизации. Стоит также ожидать, что поставщики централизованных RPA-платформ сделают упор на инструменты совместной работы, что позволит как людям, так и все более интеллектуальным «цифровым работникам» осуществлять, распространять и расширять инициативы по автоматизации в масштабах всего предприятия, тем самым ускоряя его рост.
2. Новые критерии выбора RPA
Компании пересмотрят основные критерии выбора того или иного решения для автоматизации. Оценка станет более осознанной с точки зрения возможностей для успешной работы и масштабирования в крупных, требовательных корпоративных средах, где скорость внедрения вторична по отношению к безопасности, устойчивости и управлению. Это означает, что при выборе поставщиков RPA нужно будет отталкиваться от более значимых, реалистичных критериев оценки. К ним относится объем вносимого кода с нуля и по возрастающей, подтверждение результата внедрения после доказательства концепции, потенциал для масштабируемости и совместной работы, возможности для подключения роботов, общая безопасность и гибкость средств аудита. Эти критерии станут более важными, чем когда-либо, позволяя организациям избавиться от навязанной рыночными маркетологами предвзятости и подойти к выбору RPA таким образом, чтобы избежать долгосрочных проблем.
3. Основные критерии, которые говорят о ценности RPA-решения
Изучение опыта внедрения RPA-решений компаниями, которые добились на этом поприще значительных результатов, позволяет выделить основные критерии эффективности применения RPA. К ним относятся следующие:
- новые предложения и продукты — те мероприятия, которые люди ранее не могли выполнять вообще или же безопасно и в соответствии с определенными требованиями;
- повышение производительности — этот критерий позволяет рассчитывать на экономию времени;
- улучшение качества обслуживания и доставки — этот критерий связан с более быстрым и безошибочным выполнением, ускоренным временем выхода на рынок, снижением рисков, связанных с более продолжительным реагированием на требования клиентов;
- ускорение, инновации и создание возможностей — здесь влияние RPA состоит в том, как бизнес использует дополнительные и технологические возможности для создания новых услуг и продуктов, которые приносят ему выгоду;
- операционная трансформация — практические выводы, полученные из автоматизированных данных о транзакциях процессов, и то, как они используются для оптимизации или обновления бизнес-процессов, расширяющих опыт заинтересованных сторон и создают бизнес-преимущества в долгосрочной перспективе;
- мотивированный персонал — этот критерий показывает количество людей, которые вместо рутинных задач могут выполнять интеллектуально более сложную, приносящую ценность работу и получать от этого удовлетворение.
4. RPA становится тестовой площадкой для обкатки искусственного интеллекта
В течение 2020 г. RPA продолжит развиваться в направлении гиперавтоматизации предприятия, становясь все более популярным направлением для тестирования и развертывания ИИ, средств обработки естественного языка, интеллектуального оптического распознавания символов, аналитики коммуникаций, оптимизации процессов и машинного обучения. Со временем появятся цифровые биржи (Digital Application Exchanges, DAE), которые упростят доступ к широкому спектру предварительно созданных ИИ-, когнитивных и других прорывных технологий. По сути, DAE станут универсальными магазинами для обогащения «цифровых работников» новым навыкам за счет прямого доступа к инновациям из партнерских экосистем, помогая создавать более интеллектуальные автоматизированные решения.
5. Более четкое распределение обязанностей между «цифровыми сотрудниками» и роботами
В этом году предприятия станут лучше понимать возможности и отличия между представленными на рынке роботами. Эта осведомленность крайне важна, потому что они являются катализатором для трансформации предприятий. К примеру, одних роботов для выполнения тактических задач требуется запрограммировать, поэтому они не могут приспособиться к каким-либо незапланированным изменениям, тогда как другие, более продвинутые «цифровые работники», умеют действовать подобно людям.
Последние отличаются от других роботов тем, что представляют собой готовый, интеллектуальный, высокопроизводительный, самоорганизующийся многозадачный ресурс, который умеет подключаться к тем же ИТ-системам и механизмам, что и люди, без доступа к API, и может автоматизировать процессы в устаревших, текущих приложениях или тех, которые планируются. «Цифровые работники» выполняют свою работу быстро и точно, поэтому их все чаще будут задействовать для работы с людьми и другими роботами, чтобы те учились у них. В этом году количество организаций, которые для реализации все более сложных, комплексных мероприятий прибегнут к помощи не только людей, но и «цифровых работников», значительно вырастет.
6. RPA будут задействовать на стратегических направлениях
Все больше организаций рассматривают RPA как более целостный, стратегический инструмент для переосмысления процессов, изменения организационной структуры и других технологий, уделяя больше внимания автоматизации сквозных и оптимизации рабочих процессов. Интеллектуальные предприятия также будут применять более широкий набор инструментов для моделирования, интеллектуального анализа и автоматизации процессов, а также приема данных для выполнения самых сложных бизнес-задач, которые, как ожидается, принесут наибольшую пользу. К их числу относят валидацию юридических документов, автономную обработку счетов, обнаружение случаев мошенничества и другие типы операций.
7. Более стратегический подход к масштабированию RPA
В этом году предприятия будут подходить к автоматизации более взвешенно, тщательно планируя, моделируя или проектируя процессы с целью получения долгосрочных выгод от нее, в том числе гибкости, устойчивости и организационной эффективности, в масштабе. Ключевые факторы для успешной реализации RPA в масштабе связаны с ее интеграцией в более широкую стратегию цифровой трансформации, соответствие с процессом управления, поддержкой ключевых внутренних сторон и оптимизацией процессов. Другие факторы успеха включают партнерские отношения с ИТ и внешними партнерами, накопление опыта в области автоматизации, четкое управление, наличие операционной модели, централизованной платформы для ИТ-архитектуры и инфраструктуры, а также управление изменениями.