Многие организации приостановили свои инициативы в области цифровой трансформации или отказались от них. Попробуйте разобраться в причинах, пишет на портале Enterprisers Project Эндрю Паркер, главный консультант консалтинговой компании Step5, которая специализируется на цифровой трансформации.
Мы часто слышим о провале попыток цифровой трансформации. Но столь же обычным делом является увязшая или преодолевающая препятствия трансформация. В исследовании IDG «The challenge of change: IT in transition» показано, что 51% организаций, столкнувшись с трудностями, приостановили попытки трансформации или даже отказались от них.
Встреча с препятствиями не должна означать конца преобразований. Ниже описаны три ключевых тезиса, на которых руководителям следует сосредоточить свое внимание, чтобы продолжить цифровую трансформацию.
1. Не цепляйтесь за словечко «цифровая»
Часто проводят различие между цифровой трансформацией и трансформацией бизнеса. Раз она цифровая, значит должна относиться к компетенции ИТ-подразделения. Но в обоих случаях ключевое слово «трансформация».
Вы можете попросить главного технолога развернуть несколько инструментов, которые позволят выполнять вашу работу дешевле или быстрее. Но это не будет цифровой трансформацией. Руководители часто впадают в ступор из-за того, что движущей силой трансформации является исключительно технология и организация теряет из виду, чего она стремилась достичь в первую очередь. Крайне важно постоянно напоминать себе и своей организации о первоначальных целях бизнеса.
Еще одна проблема связана с тем, что сегодня на рынке представлено очень много отличных инструментов. Возможно, слишком много. Эти технологии открывают почти безграничные возможности, которые могут менять правила игры, но при этом быть контрпродуктивными. Если вы теряете из виду цели трансформации и, что еще важнее, забываете о графике работ, все ваши усилия сделать слишком многое не принесут никаких ощутимых результатов для бизнеса.
Это дополнительная причина, по которой так важно помнить о целях бизнеса. Независимо от того, чего вы хотите добиться, помните, что в основе своей это всегда остается программой изменения бизнеса.
2. Больше общайтесь, вовлекайте, слушайте
Что угодно может пойти не так в программе трансформации, если бизнес действует в вакууме. Одна компания внедрила новую модель самообслуживания и не могла понять, почему сотрудники всячески ее избегали. Дело в том, что компания не вовлекла персонал в процесс трансформации, а поставила его перед свершившимся фактом.
Вся организация должна понимать, о чем вы говорите, что это означает для сотрудников и для клиентов, с которыми они взаимодействуют. Иначе трансформация окажется под угрозой, из-за чего пострадают и сотрудники, и клиенты.
Люди по своей природе подозрительны. При появлении цифровых усовершенствований, особенно автоматизации, они сразу начинают опасаться за свои рабочие места. Возможно, в будущем не потребуется делать именно то, чем они заняты сегодня. Но понимание ценности их знаний, важности этих знаний для цифрового будущего и для будущего сотрудников имеет для трансформации важнейшее значение.
Если вы еще не вовлекли работников в процесс трансформации, никогда не поздно это сделать. Разработайте программу изменений, оцените ее эффект, чтобы понять, как трансформация отразится на персонале, и создайте модель вовлечения.
Разумеется, внешние пользователи (например, клиенты) не менее важны. Каковы бы ни были ваши цели, трансформация повлияет на предоставление сервисов клиентам. Поэтому с ними необходимо общаться по данному поводу.
Бывает, что проекты цифровой трансформации терпят крах из-за ошибочных предположений, которые строит бизнес по поводу пожеланий клиентов. Новые сервисы создаются на основе процессов, протекающих в бэк-офисе. Игнорируется, как клиенты в действительности хотят использовать сервисы. Мантрой цифровой трансформации является «клиент прежде всего!». Если вы действовали иначе, сделайте паузу, подумайте и решите, как создать новый сервис вместе с клиентами. Привлеките к этому специалиста по обслуживанию клиентов и взаимодействию с ними.
3. Как можно раньше и чаще отвечайте на вопросы о больших данных
Сбор и хранение данных, новые интересные способы манипулирования ими могут способствовать цифровой трансформации. Если же приступить к ней без четкого представления об имеющихся и необходимых данных и о том, как они будут использоваться сейчас и в будущем, работа может застопориться. Возникнет проблема, для решения которой потребуется много времени и средств.
Столкнувшись с трудностями при использовании данных для целей трансформации, вы почти наверняка потребуете, чтобы кто-то вмешался. В какой именно форме, зависит от особенностей бизнеса и трансформации, но в любом случае следует сделать следующее:
- четко различать модель данных и содержание данных;
- сохранять целеустремленность и сбалансировать краткосрочные улучшения с долгосрочным моделированием данных (не увязайте!);
- привлечь специалистов из вашего бизнеса, которые изучили данные вдоль и поперек, и объединить их со специалистами по архитектуре и дизайну данных.
Не позволяйте этим часто встречающимся проблемам смутить вас. Помните, что цифровая трансформация — это не просто выбор и конфигурирование новых технологий. К ней следует подходить как к трансформации бизнеса. Она требует времени, денег и эмоциональной энергии, как и любая программа, нацеленная на изменение бизнеса. Если делать все правильно, можно избежать неприятностей на этом пути.