Как показало исследование Hackett Group, направленное на выявление приоритетных и уязвимых областей бизнеса, бизнес-подразделения компаний выражают недовольство организацией работы с данными и аналитикой, возлагая вину за это на ИТ-отделы. Директор направления трансформации технологий и практики Hackett Group Майкл Спайерс считает, что эта позиция ошибочна. Его мнение приводит портал InformationWeek.
Бизнес-группы хорошо понимают ценность данных и аналитики, без которых немыслимо противостоять давлению конкурентов на современном рынке, но вместе с тем они обеспокоены тем фактом, что ИТ-департаменты недостаточно ответственно подходят к вопросу обеспечения процессов, которые необходимы для комфортной работы с данными и аналитическими инструментами. Это одно из основных направлений, которое требует коррекции на предприятиях. Существует определенный разрыв между тем, чего бизнес ожидает от своих ИТ-служб в плане данных и аналитики, и тем, что он получает взамен. Однако стоит ли в этом винить ИТ?
Hackett Group провела опрос 200 руководителей, которые представляют такие ключевые области деятельности организаций, как ИТ, управление персоналом, финансы, операционную деятельность и предоставление бизнес-услуг. Как показали его результаты, большинство руководителей, которые не связаны с ИТ напрямую, полагают, что несмотря на то, что бизнес вложил большие средства в данные и аналитику, ИТ-департаментам не удалось обеспечить тех результатов, которые от них ожидались. Так, более 50% респондентов отметили, что инициативы в области расширенной аналитики оказались «сырыми», еще столько же посетовали на невысокую отдачу при работе с инструментами визуализации данных. Наибольшие нарекания по поводу качества работы среди цифровых инициатив вызвали чат-боты. Hackett Group рекомендует ИТ-отделам немедленно усовершенствовать технологию — или им грозит порицание со стороны руководства компании.
Спайерс не находит связи между усилиями ИТ-служб и неудовлетворенностью бизнес-подразделений работой аналитических инструментов, считая, что это не техническая, а культурная проблема: «Мы полагаем, что это не просто функция ИТ, а совместная функция ИТ и бизнеса». ИТ-служба управляет данными и предоставляет инструменты, тогда как бизнес-подразделения отвечают за реализацию рабочих процессов и генерируют данные в разных системах. Если предприятие доверяет управление данными разобщенным командам, которые в том числе могут действовать в географическом отрыве, привести данные в порядок крайне непросто. «В этом случае ИТ-департаменту сложно будет наладить эффективное управление данными», — говорит Спайерс.
Hackett Group относит аналитику к основным направлениям роста организаций, но одновременно она — уязвимое звено в инфраструктуре предприятий. По прогнозам специалистов, в этом году аналитика и визуализация данных станут одними из наиболее активно развертываемых технологий на «критически важных направлениях развития», где у ИТ-служб нет необходимых возможностей. «Внедрение расширенной аналитики оказалось разочаровывающим, и ИТ-специалистам будет сложно быстро все изменить», — отметил старший директор и ИТ-консультант Hackett Group Рик Пасторе.
Вопрос полномочий?
По словам Спайерса, ранее ИТ-департаменты не обладали полномочиями для переноса данных и аналитики туда, где это необходимо, но теперь бизнес требует результатов, и ИТ нужно найти решение для этой нелегкой проблемы. Нужно понимать, что нельзя просто купить или найти новый чудо-инструмент, который быстро монетизирует инвестиции бизнеса в данные и аналитику. Одной из составляющих проблемы является большое количество инструментов. Многие организации все эти годы развивались за счет приобретения последних, поэтому им приходится применять множество систем и программ в отсутствие централизованного управления данными и политик для управления ими (Data Governance). Спайерс считает, что подобным компаниям нужно упростить свои наборы инструментов.
«Существует связь между сложностью, затратами и медлительностью на рынке как с точки зрения бизнес-процессов, так и с технологической точки зрения», — добавил эксперт. Он полагает, что развитие отрасли достигло переломного момента в плане консолидации и упрощения линейки инструментов. Но, возможно, еще более трудным, но необходимым изменением станет изменение корпоративной культуры. Бизнес-группам и ИТ-командам нужно изменить схему работы. Последним нужно избавиться от статуса службы поддержки и превратиться в деловых партнеров и консультантов для каждой группы, которая с ними сотрудничает.
«Модель ИТ-службы, принимающей заказы, уходит в прошлое, потому что меняются сами компании, которые применяют данные и аналитику, — утверждает эксперт. — Бизнес не настолько хорошо понимает технологии, чтобы оптимизировать решения. ИТ-специалисты не могут руководить им, но они могут приносить идеи». По словам Спайерса, ИТ не смогут настроить работу с данными в одночасье, но это не означает, что ее можно откладывать на несколько лет. «По моему опыту, трехлетний план не годится для того, чтобы привести данные в порядок и настроить аналитику, потому что бизнес потеряет терпение, — сказал он. — Вам нужен план, который продемонстрирует результат в каждом квартале, на каждом шаге между сегодняшним днем и целевой датой. И вы должны каждый квартал отчитываться о результатах».