Коронавирус вынуждает предприятия переосмыслить методы ведения бизнеса, а также частично отказаться от политик в сфере безопасности, планирования непрерывности бизнеса и удаленной схемы работы. Скорее всего, часть этих мер приживется, полагает главный редактор портала ZDNet Ларри Дигнан.
Вспышка коронавируса может стать причиной коренных изменений в традиционных рабочих моделях, по крайней мере, в нескольких отраслях. Угроза заражения привела к тому, что переосмысливается буквально все начиная с того, как в теперешних условиях проводить конференции, совместную работу, заниматься продажами и коммерческой недвижимостью. Китай борется с коронавирусом с помощью карантина, закрытия школ и предприятий. Цепочки поставок нарушены, что привело к снижению прибыли компаний, зависящих от китайских поставщиков комплектующих. Карантин и другие мер защиты вводятся и в других странах. Ограничения на поездки за границу и на посещение конференций повлияли на деятельность авиакомпаний, ресторанов, точек розничной торговли и других сфер бизнеса.
Но, по большому счету, вызванная вирусом паника может ускорить изменения в работе, которые уже начали происходить. К примеру, в случае совместной работы сотрудники начали чаще применять видео. Запрет на поездки может привести к переосмыслению практики продаж и маркетинга, если только компании поймут, что перелеты не приносят экономической отдачи. Если обнаружится, что большая часть рабочей силы сможет работать удаленно без потери продуктивности, компании задумаются, не лучше ли такая схема работы, чем офисная с ее затратами на аренду коммерческой недвижимости или содержание собственной. Проще говоря, страх заражения может изменить способы работы.
Одно можно сказать наверняка: коронавирус во многом повлияет на бизнес. Ниже представлены примеры, как предприятия и организации меняют свои схемы работы.
В связи с запретом командировок китайские исследователи выступали с докладами на конференции Ассоциации по продвижению искусственного интеллекта (Advancement of Artificial Intelligence, AAAI) в Нью-Йорке в режиме видеоконференцсвязи или на закрытых презентациях. Конференции AAAI повезло в том смысле, что она в принципе состоялась, тогда как две ключевые для мира ИТ конференции — Facebook F8 и Mobile World Congress — отменили. Возможно, видеоконференции — это будущее.
Поведение потребителей в Китае уже изменилось и может таким же и остаться, что в равной степени может касаться и остального мира. «Семнадцать лет назад, когда вирус атипичной пневмонии отступил, электронная коммерция переживала бурный рост. Мы полагаем, что за неблагоприятными обстоятельствами последуют изменения в поведении потребителей и предприятий и появятся новые возможности. Как видим, все больше и больше потребителей испытывают комфорт, удовлетворяя свои повседневные запросы с помощью цифровых средств. Мы уверены, что экономика и общество Китая продолжат цифровизоваться, что закладывает основу для долгосрочного роста цифрового бизнеса Alibaba», — отметил CEO Alibaba Юн Чжан.
К удаленной работе присматривается все больше людей. Сегодня среднестатистический работник — офисный работник, и, например, в США ему теперь допуска на совещание необходимо пройти тесты, чтобы исключить симптоматику, которая указывает на заболевание коронавирусом. В многочисленных комментариях руководителей предприятий отмечается, что здоровье работников является первостепенной задачей, и такие вещи, как чистка и обеззараживание, имеют приоритетное значение.
В конечном счете коронавирус может привести к улучшению методов работы и прибыли — несмотря на то, что он больно ударит по некоторым частям экономики. Сложившаяся ситуация позволит предприятиям найти пути к реальной экономии средств. Как это будет выглядеть:
- сократятся расходы на заграничные поездки. Как только предприятия осознают, что их сотрудники могут обойтись или резко сократить личное общение, они задумаются о сокращении транспортных расходов. Собственно первоначально видеоконференции замышлялись как средство дистанционных взаимоотношений, чтобы сократить командировочные расходы;
- начнутся ускоренно внедряться инструменты для автоматизации, чтобы расширить возможности сотрудников;
- стоимость коммерческой недвижимости упадет. Как только удаленная модель работы станет нормой, потребность в огромных корпоративных комплексах уменьшится. Это движение в направлении более адаптируемой коммерческой недвижимости уже началось, но коронавирус может ускорить тенденцию;
- изменится кадровая политика. Чем меньше людей сосредоточено в одном офисном помещении, тем меньше с ними проблем. Это позволит непомерно нагруженным HR-департаментам лучше распоряжаться своим временем.