Открывая прошедшую в начале марта в Москве очередную партнерскую конференцию подразделения Huawei Enterprise, его генеральный директор в регионе Евразия Сяо Хайцзюнь поблагодарил более тысячи участников, которые пришли на данное мероприятие, не обращая внимание на тревожные слухи о коронавирусе. Впрочем, китайскому вендору было с чем бороться в прошедшем году и без всякого вируса: докладчик охарактеризовал 2019 год как уникальный для Huawei по масштабу проблем, с которыми она столкнулась вследствие наложенных на нее санкций правительства США, запрещающих поставку ей американских комплектующих и затрудняющий продажи продуктов компании на рынках ряда стран. Сяо Хайцзюнь даже процитировал слова Владимира Путина о том, что мы стоим на пороге первой технологической войны наступающей цифровой эпохи. В этих обстоятельствах он выразил желание Huawei совместно создавать в России цифровое сообщество с прицелом на общее будущее в рамках новой стратегии TIGER (Technology, Industry, Growth, Ecosystem, Reliability). Она подразумевает совместное с российскими компаниями развитие и использование технологий, создание индустриальных решений, программы стимулирования для партнеров и формирование экосистемы. Докладчик не удержался от каламбура и пошутил, что такое сообщество станет своеобразным «тигром» в цифровом лесу.

Действительно, у Huawei и у России много схожих проблем, для решения которых необходимо импортозамещение. Компании для продолжения выпуска конкурентоспособной продукции нужна собственная элементная база, а России для парирования санкционных угроз — поставщик, минимально зависящий от западных вендоров. По словам докладчика, его компания в 2019 г. продемонстрировала свою способность противостоять подобным угрозам. Несмотря на все указанные трудности, ее годовой доход (включая телекоммуникационное и потребительское подразделения) вырос на 12% и составил 124 млрд. долл. Показатели подразделения Enterprise приведены не были, но поскольку в прошлые годы его выручка составляла около 10% от годового дохода всей корпорации, ее можно приблизительно оценить в 12 млрд. долл.

«Решения Huawei Enterprise используют 228 компаний, входящих в список Fortune Global 500 и 58 из списка Fortune Global 100, — сообщил Сяо Хайцзюнь. — Для Huawei российский рынок является приоритетным. За прошедший год количество корпоративных заказчиков Huawei в России увеличилось на 16%, и теперь составляет более 1100 компаний». Как и в прошлые годы, российское подразделение Huawei Enterprise занимает первое место по объемам продаж за пределами Китая.

Только в 2019 г. компания вложила в исследования и разработки более 18 млрд. долл., а суммарные расходы на НИОКР за последние 10 лет превысили 90 млрд. долл. Как утверждает Сяо Хайцзюнь, сегодня его компания способна представить полноценную замену западным изделиям на рынках процессоров, чипсетов, устройств, коммуникационных и облачных технологий. В частности, Huawei разработала собственные микропроцессоры Kunpeng и Ascend для различных сценариев использования, а также ИИ-комплексы Atlas. В ее арсенале есть также решения, построенные полностью на компонентах Huawei: высокопроизводительная all-flash СХД на основе технологий искусственного интеллекта Huawei OceanStor Dorado V6, линейка высокопроизводительных ARM-серверов нового поколения TaiShan, а также беспроводное решение AirEngine Wi-Fi 6. Все они уже доступны на российском рынке.

На конференции было объявлено о стратегическом партнерстве Сбербанка и Huawei в построении облачной платформы SberCloud.Advanced с использованием всего стека технологий Huawei. На этой платформе российским и зарубежным пользователям будут доступны 37 интегрированных между собой облачных сервисов IaaS и PaaS. Это позволит клиентам SberCloud разворачивать в облаке ИТ-инфраструктуру любой сложности, работать с кластерами больших данных, управлять облачной контейнеризацией, а также автоматически развертывать и масштабировать приложения и управлять ими. О планах по использованию решений Huawei в столице для развертывания сетей 5G, систем видеонаблюдения и технологий искусственного интеллекта сообщил заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Александр Горбатько.

Дальнейшее развитие получит партнерская сеть компании. «Именно партнеры являются нашими проводниками на локальном рынке, позволяют максимально эффективно реализовать весь технологический потенциал, заложенный в наши решения, — убежден директор по работе с партнерами Huawei Enterprise в регионе Евразия Лай Лишунь. — На сегодняшний день Huawei имеет в России более 1000 партнёров по продажам, свыше 20 партнеров по разработке совместных решений, более 70 сервисных партнеров, а количество сертифицированных специалистов превышает 5600 человек». Следует напомнить, что еще год назад партнёров по продажам было 800, число партнеров по разработке и сервису было примерно таким же, а вот сертифицированных специалистов тогда насчитывалось всего 1,5 тыс.

Все большую долю доходов в нашей стране Huawei получает через партнерский канал: если в 2016 г. она составляла 64%, то в 2019-м достигла 86%. На 2020 г. запланировано удвоение расходов на маркетинг, в том числе и на совместный с дистрибьюторами и партнерами второго уровня. Маркетинговый бюджет увеличивается с 2,5 до 5 млн. долл. Предусматривается более гибкая система рибейтов, которая, как полагают, поможет партнерам увеличить в 2020 г. свою выручку на 50%.

Лай Лишунь рассказал, что наряду с уровнем партнеров по масштабу их бизнеса есть еще деление по типам деятельности. Таковых типов семь: партнеры по продажам, по сервису, по совместным решениям, по обучению, а также индустриальные, социальные и финансовые партнеры. Последние призваны предоставлять инвестиционные, операционные, финансовые и лизинговые услуги, но конкретные российские компании, выступающие в подобных ролях, названы не были. Провозглашается, что построение партнерской экосистемы в нашей стране будет опираться на три принципа: обеспечение интеграции (недопущение конкуренции вендора с партнером), достаточной маржинальности продаж и прозрачности взаимодействия с четким соблюдением общих правил.