Новейшие технологии обучения — перспективный сегмент для инвестиций. По данным исследования «Интерфакса», если в 2019 году емкость рынка EdTech можно было оценить в 45–50 млрд. рублей, то уже в этом году она должна достичь 60 млрд. рублей. Пандемия и глобальный кризис стремительно увеличивают популярность дистанционного образования. Например, по итогам первых трех недель марта количество регистраций в университете «Нетология» выросло на 340%. Онлайн-школа «Фоксфорд» зафиксировала миллион новых пользователей только за одну неделю. И это только начало.

В статье мы расскажем вам о четырех EdTech-проектах, к которым стоит присмотреться. Все они являются финалистами трека «Цифровые сервисы» Московского акселератора, совместной программы столичного Агентства инноваций и фонда «Московский инновационный кластер».

Платформы для комплексной диагностики и развития soft skills

По данным аналитического агентства НАФИ, 53% граждан не удовлетворены своей работой: разочарованы в профессии, ищут новые сферы для развития. Однако, чтобы легко сменить область деятельности в эпоху цифровой экономики, необходимы не только профессиональные компетенции. Важно обладать еще и мягкими навыками — soft skills. К ним относятся эмоциональный интеллект, креативность, критическое мышление, умение работать в команде и принимать решения в условиях неопределенности, способности к самообучению и поддержанию собственной мотивации. Работа сразу двух финалистов трека «Цифровые сервисы» программы «Московский акселератор» направлена на развитие таких навыков у детей и взрослых.

Сервис Skillfolio позволяет прокачивать мягкие навыки. По мнению сооснователя платформы — доктора психологии МАААК и автора первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта детей Виктории Шиманской, эмоциональный интеллект, навыки коммуникации и надпрофессиональные компетенции вкупе с развитыми типами мышления необходимы современному человеку, чтобы стать счастливым во всех проявлениях: от родительства до профессиональной сферы. Миссия Skillfolio — научить людей быть счастливыми.

Как это работает? Сначала человек проходит тестирование на платформе, которое включает в себя интерактивные тренажеры, квесты для выявления ролевых поведенческих моделей, расширенный тест на EQ и типы мышления. После диагностики создается цифровой профиль навыков клиента. На основании этого, учитывая цели, разрабатывается индивидуальная программа. Это более 500 практик и мини-видео, которые необходимо освоить, чтобы развить определенные способности. По словам Виктории Шиманской, чтобы создать нейронную «дорожку», достаточно заниматься по 10 минут, но каждый день. При соблюдении этих условий 95% клиентов замечают результат уже через две недели.

Платформа подходит как для личного, так и для корпоративного использования. Предлагается несколько программ в зависимости от возраста. Например, дети могут освоить навыки осознания и управления эмоциями. Курсы для взрослых учат раскрывать собственный талант, повышать личную и профессиональную эффективность, соблюдать work-life balance, принимать решения, работать в дистанционном формате.

В системе легко отслеживать прогресс по достижению каждой цели. Для удобства корпоративных и государственных заказчиков разработан сервис тьюторского доступа и наставничества. Тьютор может корректировать образовательную траекторию, выстроенную искусственным интеллектом, с учетом конкретных запросов обучающегося, отслеживать прогресс, давать обратную связь. Кроме того, сервис позволяет получать аналитику по каждому участнику и по организации в целом.

Платформой уже воспользовались более 75 000 человек. Среди крупных клиентов — бизнес-школа «СКОЛКОВО», Финансовый университет при Правительстве РФ, Московский центр качества образования, АО «Росэлектроника», МДЦ «Артек». Для них стартап реализовал онлайн-решения по диагностике, развитию гибких навыков, эффективному взаимодействию в команде и личностному росту сотрудников.

«Наша следующая цель — миллион счастливых людей», — делится планами Виктория Шиманская. По ее словам, участие в Московском акселераторе помогло подготовиться к серьезному масштабированию. Стартап систематизировал воронки продаж по корпоративным заказчикам и франшизам для детских центров, выстроил маркетинговые коммуникации для B2C-сегмента. В результате за два месяца на акселерации выручка компании составила 34 млн. руб. — это больше, чем за весь прошлый год.

Онлайн-сервис для детей по обучению программированию

Стартап Collabra разработал платформу, на которой дети в возрасте от 10 лет учатся кодить на разных языках, создавать 3D-модели и различные игры, разрабатывать сайты и мобильные приложения.

Чтобы начать обучение, необходимо зарегистрироваться и выбрать курс, соответствующий навыкам и интересам ребенка. После этого открывается доступ к заданиям, которые сгруппированы по уровню сложности.

Принцип такой же, как в компьютерных играх: следующий уровень открывается только после прохождения предыдущего. Игровой элемент поддерживает интерес к занятиям. Если у ребенка не хватает знаний для выполнения задания, он может самостоятельно изучить материалы по предложенным сервисом ссылкам. Итогом прохождения курса становится самостоятельно выполненный проект — например, мобильное приложение, компьютерная игра, 3D-модель, дизайн сайта.

По сути, Collabra является онлайн-школой, в которой нет жесткого расписания, учителей и тестов. Ребенок занимается в любое удобное для него время. Самостоятельно решает задачи, находит нужную информацию, учится правильно ее использовать. Однако он всегда может в чате задать вопросы преподавателю или пообщаться с другими игроками платформы. По мнению основателя стартапа Дарьи Абрамовой, формат, при котором основной упор делается не на теорию, а на решение конкретных задач, более эффективен для обучения детей. Причем этот принцип применим не только для информатики, но и для других предметов. Главное преимущество платформы Collabra состоит в том, что ребенок не просто учится программировать, а прокачивает мягкие навыки — самодисциплину, поиск информации, способность к постановке и достижению цели. Все это в дальнейшем позволит ему быть продуктивным не только в профессиональной, но и в личной сфере.

Collabra — не первый бизнес-проект Дарьи Абрамовой. Несколько лет назад она успешно запустила «Кодабру» — офлайн-школу программирования (сейчас, в период пандемии, работает в режиме онлайн). Проект выступает одним из организаторов фестиваля цифрового творчества Digital Fest. Его образовательный контент и был использован для сервиса с аналогичным функционалом Collabra.

Фаундер отмечает, что участие в акселерации позволило решить проблемы с позиционированием. С самого начала продукт был ориентирован на образовательные учреждения. Главная сложность заключалась в том, что у стартапа не было видения, как развивать и монетизировать сервис. «Общение с экспертами и другими участниками, регулярные митинги и воркшопы помогли понять, какое решение будет востребовано на рынке. В итоге продукт переупаковали, а бизнес-модель изменили с B2B на B2C. Это дало ощутимый результат: по итогам акселерации к сервису Collabra подключились первые 30 клиентов», — рассказала Дарья Абрамова.

Образовательные виртуальные миры для школьников на основе популярной компьютерной игры

В сфере детского образования геймификация выделяется в отдельный тренд. По наблюдениям экспертов, использование игровых механик существенно повышает эффективность продуктов.

По оценкам стартапа «Школакола», около 5 млн. детей в России играют в Minecraft и смотрят видео соответствующей тематики на YouTube. Компания использовала этот интерес для запуска образовательной онлайн-платформы. На ней ребенок может получать знания по школьным предметам, погружаясь в виртуальные миры: литературные, исторические, фантазийные. Графически все они выполнены в стилистике Minecraft. В каждом есть основанные на школьной программе квесты, которые органично вписываются в игровую историю.

Главное преимущество технологии в том, что она помогает решать проблему отсутствия мотивации к обучению. Образовательные задачи реализуются через игровой элемент. Погружение в виртуальный мир со сказочными персонажами и локациями активизирует у детей образно-ассоциативное мышление, благодаря чему школьная программа легче усваивается. Такой формат обучения особенно актуален сейчас, во время пандемии коронавируса.

Для того чтобы школьники могли продуктивнее проводить время дома, «Школакола» открыла бесплатный доступ к виртуальному образовательному миру по сказке Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». Он объединяет более 20 ключевых локаций, 30 персонажей и 20 заданий по математике, русскому языку, литературе, истории, логике и другим предметам.

По словам технического директора стартапа Максима Сыныця, образование будущего будет максимально персонализированным и интерактивным. «Мы рады, что наш проект принял участие в Московском акселераторе именно в треке „Цифровые сервисы“, — делится впечатлениями Максим. — Общение с трекерами и экспертами помогло оценить проект с разных сторон. Мы увидели, что недостаточно развивать только технологии и контент. Также необходимо выстраивать систему продаж, заниматься маркетингом». В результате на акселерации стартап разработал новые программы для развития направлений B2B и B2G, которые сейчас пытается использовать на практике. Кроме того, компания ведет переговоры с 36 потенциальными клиентами из числа крупных корпораций, федеральных и московских структур. Обсуждаемый объем проектов оценивается более чем в 25 млн. рублей.

Технология для создания и продюсирования виртуальных моделей, артистов и блогеров на основе нейросетей и компьютерной графики

Виртуальный персонаж студии — Aliona Pole

Один из самых интересных и необычных стартапов Московского акселератора — энтертейнмент-студия нового поколения MALIVAR. Компания создает виртуальные персонажи, которые затем можно использовать в качестве инфлюенсеров и амбассадоров для продвижения бренда на различных площадках.

Процесс требует не только творческих, но и развитых технологических навыков. Виртуалы создаются с помощью нейросетей и CGI (трехмерной компьютерной графики). Однако клиент может воспользоваться и библиотекой готовых персонажей.

Следующий этап — продюсирование. MALIVAR совместно с брендом создает легенду и обоснование виртуальности персонажа. Можно даже запустить его самостоятельное развитие с помощью нейронной оболочки. Завершается процесс запуском виртуала в жизнь — например, в Instagram. В дальнейшем клиент может подписаться на SaaS-решение и создавать контент для персонажа самостоятельно.

По мнению основателя стартапа Валерия Шарипова, виртуальные инфлюенсеры и амбассадоры ничем не уступают реальным. Более того, работать с ними даже проще и выгоднее. «Создание контента происходит намного быстрее. Виртуалы не стареют, не уходят к конкурентам, им не нужно платить. Кроме того, они кастомизируются под разные аудитории, можно использовать их в нескольких рекламных кампаниях одновременно», — конкретизирует фаундер.

Глобальный рынок инфлюенс-маркетинга оценивается в 10 млрд. долл., но уже по итогам 2022 года этот показатель может увеличиться до 15 млрд. (данные Business Insider). В России рынок виртуальных персонажей только зарождается. Однако MALIVAR уже добилась значительных результатов. Например, за жизнью самого популярного виртуала компании Aliona Pole следят почти 20 тыс. подписчиков в Instagram. Персонаж также освещал показы Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Мероприятие, где свои модные коллекции представили российские дизайнеры, проходило 4–5 апреля в формате видеопрезентаций. Aliona поделилась любимыми образами со своей аудиторией.

Сейчас стартап продает длинные B2B-контракты с внедрением или рекламные коллаборации с существующими персонажами. В планах — наращивать клиентскую базу, осваивать зарубежные рынки. По словам Валерия Шарипова, прокачка в Московском акселераторе помогла развить технологии, оптимизировать процесс продаж. Например, за счет использования нейросетей и машинного обучения компания ускорила и удешевила процесс создания контента с виртуальными аватарами, запустила продажи редактора по управлению виртуалами как SaaS-решения (планируется это масштабировать). Кроме того, были подписаны первые контракты с клиентами из Евросоюза. Все это позволило MALIVAR достичь впечатляющих финансовых результатов. По итогам акселерации суммарный объем заключенных сделок составил 10 млн. рублей.

О Московском акселераторе

Программа «Московский акселератор» организована Агентством инноваций Москвы совместно с фондом «Московский инновационный кластер», при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития.

По словам заместителя генерального директора Агентства инноваций Ксении Борбачевой, Московский акселератор был задуман как программа по масштабированию прорывных технологий на территории города для эффективного развития технологий и бизнеса. «Рынок дополнительного образования в России растет очень быстро. По этой причине ниша EdTech является привлекательной для инвесторов. Сейчас человек по-другому относится к информации: получает и анализирует ее новыми способами. Образование сегодня — это не только школа или университет. Этого уже недостаточно. Современная экономика требует от нас учиться гораздо быстрее, чем раньше. Цифровизация и конкуренция за рабочие места заставляют взрослых переучиваться, пробовать себя в новых профессиях. Главным для карьеры навыком стало умение учиться. Онлайн-курсы, виртуальная реальность, искусственный интеллект — вот те инструменты, которые будут востребованы для достижения результата», — поделилась Ксения Борбачева.

Первый трек «Цифровые сервисы» программы «Московский акселератор» проходил с 17 января по 18 марта. В нем приняли участие 20 технологических стартапов в направлениях RetailTech, LogTech, PropTech и EdTech. Партнером трека «Цифровые сервисы» программы «Московский акселератор» выступила компания «Яндекс».

СПЕЦПРОЕКТ МОСКОВСКОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА