Где-то жизнь замерла. Но многие организации полным ходом несутся по пути цифровой трансформации и даже придают ускорение отдельным направлениям, рассказали опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты.
Пандемия продолжается, и компании привыкают к своей «новой нормальности». Многие приступают к пересмотру долгосрочных планов. Что начнется, прекратится или продолжится после кризиса?
Впереди много неизвестного. Поэтому имеет смысл сделать шаг назад и пересмотреть цели и графики в некоторых областях. Эксперты утверждают, что скорость адаптации ИТ-подразделений к условиям пандемии и необходимость концентрации усилий обеспечили ускорение, которое было необходимо многим руководителям, чтобы приблизить достижение определенных целей цифровой трансформации.
«Некоторым пузырь доткомов и 11 сентября 2001 г. могут казаться древней историей. Но уроки той эпохи вновь оказались востребованы в период нынешней пандемии, — сказал Вацлав Винцалек, партнер рекрутинговой фирмы Future Infinitive. — Эти события вынудили компании сфокусироваться на том, что действительно важно: предоставление ценности клиентам и инвестиции в проекты с измеряемым эффектом для прибыли и финансовым потокам. Нынешняя ситуация будет такой же. Компаниям придется адаптироваться к новой среде, и адаптироваться быстро. Те, кто встроит изменения в свою ДНК, продолжат успешно работать».
Как эти готовые к изменениям компании перестраивают свои планы? Какие направления цифровой трансформации в настоящее время ускоряют ИТ-руководители? Их цель — улучшить позиции своих компаний перед лицом новой цифровой нормальности, которая наступит после пандемии. Охват широкий — от удаленной работы до цифровых платежей.
1. Подготовка к росту числа работающих удаленно
«После пандемии значительная часть работников не вернется в традиционные офисы к традиционному рабочему дню, — сказал Джейсон Джеймс, CIO компании Net Health. — COVID-19 стал крупнейшим экспериментом по тестированию необходимости в гибком, готовом к удаленной работе персонале. После кризиса многие работники продолжат трудиться удаленно, будучи избавлены от продолжительных поездок к месту работы. Проекты в области цифровой трансформации после пандемии сконцентрируются на совершенствовании удаленной работы». Они будут включать как простые меры вроде отказа от традиционных телефонных систем на базе офисных АТС в пользу унифицированных коммуникаций как сервиса (Unified Communications as a Service, UCaaS), так и сложные, например, миграцию с унаследованных приложений на облачные решения, считает Джеймс.
«Кроме того, организации будут стремиться к повышению уровня защиты, поскольку данные уже не будут находиться в корпоративных офисах, — продолжал он. — Такие меры могут включать расширение возможностей и повышение скорости VPN, обеспечивающих шифрование данных на лету и в состоянии покоя, а также шифрование систем, имеющих доступ к вычислительной среде. Традиционный мониторинг сетей будет уделять больше внимания мониторингу оконечных точек независимо от того, какие это устройства и где они находятся, чтобы обеспечить защиту и лучше контролировать устройства, получающие доступ в корпоративную среду извне. COVID-19 станет мощнейшим ускорителем проектов цифровой трансформации».
Некоторые компании еще до кризиса продвинулись дальше других в организации удаленной работы. Теперь их подготовленность приносит плоды.
«Нашей компании повезло, у нее был план на случай чрезвычайной ситуации, и мы быстро предприняли все необходимые действия, чтобы адаптировать наших сотрудников. Подозреваю, кое-что из сделанного может стать „новой нормой“ для нас, как и для многих других компаний, — сказал Джефф Филдс, CIO компании Servpro, которая за короткое время перевела 95% персонала на удаленную работу. — Мы понимаем, что пандемия послужит катализатором удаленной работы, и мы считаем, что мир навсегда изменится в результате того, что подобные технологии станут важнейшими для любого бизнеса».
Когда работа на дому обеспечена с технической стороны, настает время подумать, что делает удаленную работу более эффективной и доставляющей больше радости, сказал Санджай Малхотра, главный технолог Clearbridge Mobile. «Поскольку сотрудники видят, что продуктивность может обеспечиваться вне физического офиса, в обозримом будущем удаленная работа будет весьма популярна, — считает он. — Поэтому я стал инвестировать в ресурсы, ускоряющие переход компании на технологии цифровых коммуникаций, которые позволяют персоналу поддерживать адекватную связь, быть вовлеченным в культуру компании и, что самое важное, обеспечить выполнение работы столь же эффективно, насколько это было бы возможно в нашем физическом офисе».
2. Оптимизация цифровых платежей
Музей Peabody Essex (г. Салем, шт. Массачусетс) закрылся 12 марта. Его сотрудники быстро предприняли шаги, чтобы сделать экспонаты доступными в цифровом виде. Большую роль в этом сыграло наличие кредиторской задолженности, рассказал Шон Пайбёрн, директор музея по информационным системам и технологии.
«Мы знали, что у всех неизбежно возникнут трудности с платежами, и нам было очень важно поддержать наших производителей. К счастью, музей уже автоматизировал работу с кредиторской задолженностью, так что мы смогли и далее получать, подтверждать и оплачивать счета с соблюдением условий платежа», — сообщил он.
«Мы получаем в среднем 650 счетов в месяц, потому наличие автоматизированной системы было очень важным элементом непрерывности бизнеса, т. к. всем нам пришлось напряженно трудиться удаленно, не имея времени на подготовку. Сейчас мы намерены продолжить цифровую трансформацию и внедрить более жесткие модули заказов, чтобы повысить наглядность процесса закупок и контроль за ним. Это поможет нам оставаться подготовленными к финансовым и экономическим последствиям, которые наступят в будущем», — сказал Пайбёрн. Кроме того, музей превратит систему управления экспонатами в хостовый сервис, чтобы улучшить доступ к информации о них как для сотрудников, так и для публики.
3. Включение онлайнового обучения в долгосрочные планы
Сотрудники учатся эффективно работать дома, а студенты адаптируются к удаленному обучению. Хотя ничто не заменит занятий в аудиториях, некоторый процент обучения через Интернет может войти в учебные планы даже после того, как кризис пойдет на спад, утверждает Риеннон Литтл, генеральный директор WP Code Camp, учебного лагеря программистов, использующих платформу WordPress.
«Успехи, которые мы наблюдаем у наших обучающихся через Интернет студентов, побуждают переосмыслить использовавшуюся модель обучения. Мы считали личное обучение в аудиториях идеальной средой, а онлайновые программы второстепенными. Но в результате изоляции из-за COVID произошел скачок численности желающих записаться на наши онлайновые программы. Число записавшихся почти удвоилось, — сказал он. — В этих условиях люди лучше осваивают технологии (Zoom и т. д.). Кроме того, они приобретают навыки, необходимые для продуктивной работы дома. И давайте посмотрим правде в глаза: все мы обнаружили, что она требует уникального набора навыков. Это может оказаться просто изменением в культуре. Если так, наша команда подумает об объединении двух программ, чтобы обучение происходило частично в аудиториях, частично дома».
В университетах изменения произошли почти мгновенно. Как отметил вице-президент по ИТ и CIO университета г. Талса (шт. Оклахома) Пейдж Фрэнсис, «за 12 часов мы проделали путь от „что, если через две недели нам придется закрыть университет?“ до „завтра утром мы переходим в Интернет“».
Для любого CIO изменения такого масштаба являются позитивными, считает он: «Это может показаться конъюнктурщиной, но с нашей стороны было бы упущением не использовать каждую секунду пандемии COVID-19, чтобы учиться и расти».
4. Сделайте гибкость приоритетом
Вне связи с пандемией многие компании сосредоточат инициативы в области цифровой трансформации на людях, процессах и технологиях, которые сделают их более устойчивыми и более адаптируемыми к будущим изменениям.
«Нам никогда не выражали большей признательности за наши инвестиции в гибкость бизнеса, — призналась Мелисса Боггс, главный Scrum-мастер организации Scrum Alliance. — Благодаря потраченному нами времени и тяжелой работе над нашей структурой, культурой и способностью к развороту, мы смогли за последние недели с изяществом приспособиться к новым глобальным обстоятельствам».
«В качестве примера приведу наших сертифицированных тренеров по Scrum. Они всегда вели только очные курсы сертификации, но смогли адаптироваться и за две недели предложить прямую трансляцию онлайновых курсов, — рассказала она. — За это же время мы обновили сервер нашего веб-сайта, чтобы поддержать их усилия. В основном мы ускоряем наше мышление, для которого открыты все пути, и предоставляем нашим процессам и инструментам возможность следовать этому примеру».