Данные — это основа бизнес-аналитики (business intelligence, BI), и их сбор — первый шаг на пути к BI. Но многие компании этим и ограничиваются. Портал Information Age приводит основанные на исследованиях аналитиков рекомендации по становлению практики BI на предприятии.
Эффективное использование бизнес-данных требует перехода от сбора данных к бизнес-аналитике. Тогда компании смогут активно применять эту информацию для достижения лучших результатов, а не просто собирать ее для возможного последующего использования.
Ниже описаны пять способов успешного использования BI.
1. Задействуйте KPI
Ключевые показатели производительности (key performance indicators, KPI) — это измеряемые величины, показывающие, насколько вы далеки от поставленной цели. Сбор данных может указать на слабые места и облегчить их устранение. Регулярное отслеживание KPI по всей организации важно для BI.
В отчете Business Application Research Center (BARC) за 2019 г. показано, что только 36% организаций используют KPI, хотя 79% потратили время на создание стандартного набора KPI. Помните об этом, когда будете углубляться в данные с целью поиска способов совершенствования работы.
Допустим, что три четверти обращавшихся за помощью в вашу компанию остались недовольны результатами. Вы можете решить, что дело в неудовлетворительной работе колл-центра. Но вполне может оказаться, что значительная часть обращавшихся была разочарована плохой навигацией по вашему веб-сайту и трудностями с поиском номера контактного телефона. Следовательно, проблема в разработке веб-сайта.
При таком сценарии вы можете определить KPI, чтобы увеличить долю людей, удовлетворенных полученной помощью. Легко понять, насколько важно применять KPI во всех подразделениях. Изучайте данные о компании в целом, чтобы определить, какие факторы связаны с выявленными результатами и что будет содействовать прогрессу.
2. Поинтересуйтесь у сотрудников, что мешает им использовать данные, и помогите им
Вы можете обнаружить, что работники хотели бы чаще использовать BI, но, основываясь на своем опыте, считают это слишком обременительным. Данные исследования, проведенного в 2020 г. компанией MicroStrategy, указывают, что 60% работников тратят часы или дни на поиск необходимой информации, и лишь 31% могут получить ее за несколько секунд.
Невероятно трудно реализовать BI в масштабе компании, если значительная часть сотрудников не знает, где и как найти информацию, которая поможет им в выполнении работы. Многие могут знать, что данные имеются, но бесполезны для них по причине отсутствия у них доступа или из-за других легко устранимых трудностей.
Выясните у работников, какие препятствия не позволяют им эффективно работать с данными. Затем изучите, что может сделать компания для ликвидации этих препятствий. Например, основной проблемой могут быть недостаточный тренинг или неадекватные полномочия. Каждый сотрудник и каждое подразделение могут сталкиваться со своими проблемами. Целью является нахождение решений, которые с наибольшей вероятностью помогут самой значительной части персонала.
3. Определите, как облегчить понимание данных
Возможно, основным препятствием на пути к эффективной работе с бизнес-данными является их непонятный формат. Если информация состоит из тысяч заполненных цифрами клеток таблиц, задача перевода этих данных в осмысленные действия может показаться слишком сложной. Помочь способны инструменты визуализации. Они представляют данные в таких форматах, как круговые диаграммы и гистограммы. Исследования показывают, что в 77% компаний, использующих визуализацию данных, повысилось качество принимаемых решений.
Но даже при наличии инструментов сотрудники могут быть недостаточно обучены их использованию. В таким случае отсутствие знаний может создать у работников впечатление, что использование данных является привилегией, которая на них не распространяется.
В результате они могут каждый раз передавать информацию одной и той же небольшой группе сотрудников, предоставляя им работать с данными и предполагая, что это находится слишком далеко за пределами их собственного понимания. Обучение способно помочь в преодолении такого умонастроения.
4. Внедряйте BI сверху вниз
Вы никогда не интересовались, чем отличаются компании, которые преуспевают в использовании своих бизнес-данных, от тех, у кого здесь еще имеются существенные возможности для улучшения? В 2019 г. Deloitte провела исследование по этой теме. Было опрошено почти 1050 руководителей крупных компаний. В результате выяснилось, что в 20% из них генеральные директора являются лидерами в использовании данных. Более того, у этих компаний на 77% выше вероятность значительно превысить целевые бизнес-показатели.
Когда в использовании BI пример показывает генеральный директор, шансы предприятия получить ценные знания из отслеживаемых данных возрастают на 59%. Помимо стимулирования стремления правильно использовать информацию генеральный директор придает импульс компании в целом, подчеркивая, что всем работникам необходимо применять свои знания BI везде, где только возможно.
Исследование Deloitte свидетельствует также, что 88% компаний, в которых все сотрудники владели способами использования данных, превзошли свои целевые показатели. Напротив, 61% организаций, где лишь некоторые работники были обучены использованию данных, не достигли своих целей.
Руководители высшего звена могут применять некоторые рассмотренные выше положения в качестве практических советов, чтобы придать сотрудникам уверенность при работе с данными. Однако то, что они видят, имеет все же решающее значение. Если работники наблюдают, как генеральный директор работает с бизнес-данными и ежедневно использует их при принятии решений, возрастет вероятность, что и они проявят энтузиазм.
5. Предоставьте клиентам возможность видеть, как используются данные
В плане работы с BI следует учитывать также прозрачность для клиентов использования данных о них. Проведенное в 2018 г. исследование KPMG показало, что три четверти опрошенных готовы предоставлять компаниям личные сведения. Компании могут использовать их для улучшения продуктов, цен или практик вместо того, чтобы строить предположения.
Исследование KPMG показало также, что около половины респондентов (47%) менее охотно расстаются со своей информацией, чем год назад. Компании могут ослабить их опасения, предприняв меры для защиты материала и честно рассказав, как предприятие использует данные и почему.
Конечно, компании могут продвигаться вперед к запуску моделей данных, не получая обширной информации от клиентов. Однако когда потребители будут готовы доверить некоторые свои ценные данные организациям, те могут оказаться лучше подготовлены для получения точных и релевантных результатов, которые обеспечивают конкурентоспособность бизнеса.
Стремитесь к постоянному целенаправленному развитию
Ознакомившись с этими пятью советами, вы можете решить, что вашей компании предстоит проделать долгий путь, прежде чем она сможет полностью воспользоваться данными и BI. Хорошо, если так. Вы не можете и не должны ожидать гигантского прогресса на протяжении нескольких недель или месяцев.
Полностью использовать преимущества BI — значит осуществлять небольшие постоянные изменения, которые определяют, как вы исследуете собранные данные, и положительно влияют на работу вашей компании с важнейшей информацией.