По мере того, как деловой мир фокусируется на софтверной экономике, ИТ-командам нужно ускорить свои усилия, чтобы идти в ногу с цифровой трансформацией. Одним из способов, который позволяет достичь этой цели, являются сквозные сервисы на базе (software-enabled services, SES), которые придают предприятию необходимую скорость и гибкость за счет индустриального подхода к созданию ПО (software factory). Вице-президент Product Services Delivery Center компании Micro Focus Кит Ян рассказывает на портале TechBeacon об особенностях практического применения SES и их влиянии на рынок ПО.
Эти сервисы не просто предоставляют разработчикам готовые инструменты (локальные или SaaS) для самостоятельного достижения цели — они облегчают путь к ней. Они нацелены на результат. Популярность SES, лежащих в основе цифровой трансформации бизнеса, будет расти и станет главным «разрушителем» как на рынке локального ПО, так и на рынке SaaS. Так что же из себя представляют сервисы на базе ПО?
Что такое SES
Сервис предполагает, что некое нацеленное на результат действие выполняется провайдером от имени клиента, в случае SES это действие запускается через программный интерфейс. При этом потребитель ответственен за предоставление информации, которую поставщик может использовать для мгновенной настройки сервиса таким образом, чтобы его можно было адаптировать для достижения желаемого результата. Этот подход отличается от прикладного ПО и SaaS, когда клиенты применяют или арендуют софт, а затем вынуждены интегрировать, настраивать и использовать инструмент для получения собственных результатов.
SES подрывают индустрию ПО, как это в свое время сделали Uber и другие службы каршеринга с рынками такси и проката автомобилей. Это не значит, что прикладное ПО или SaaS в скором времени исчезнут — так же, как и в случае с такси или автомобилями напрокат, всегда найдутся варианты использования и того, и другого. Тем не менее, с приближением цифровой экономики компании-победители будут использовать в бизнесе и на своей фабрике ПО подход SES.
Фокус на результат
Чтобы достичь успеха, разработчики цифрового продукта должны ознакомить инженерные команды с целями, чтобы последние смогли создать SES, которые облегчают их достижение. Например, команда разработчиков PSDC по запросу инженеров по разработке продуктов разработала сервис для тестирования и сертификации. На нем замыкается все ПО, вычислительные средства, средства хранения данных, сети, хостинг и инструменты подготовки данных, причем все это абстрагируется от потребителей — инженеров. Последние просто предоставляют информацию о конфигурации и свой код для получения результатов тестирования и сертификации.
Чтобы мы смогли создать сервис, от наших разработчиков продуктов потребовалось определить требования к создаваемой среде, куда им потом надо было установить все необходимое ПО для проведения тестов. В качестве альтернативы они могли использовать набор приложений на базе SaaS, которые требуют интеграции и настройки. Последнее отнимает ценное время и требует немалых усилий, что приводит к задержке вывода продуктов на рынок.
Создание среды — это только один шаг, который мы предприняли. Ниже я расскажу о других, а также о том, как создавать свои собственные SES.
SES: примеры из реальной жизни
Отправляясь в прошлом месяце в командировку, я воспользовался сервисом по прокату автомобилей. Этот сервис выстроен на базе ПО, которое сфокусировано на оптимизацию процесса выдачи авто. Но как только я его получил, мне уже самому пришлось осваивать его функции, встроенные навигационные технологии и применять свои навыки вождения. В данном случае сервисом является только процесс аренды автомобиля. Ответственность за достижение результата (доехать до места назначения) по-прежнему возлагается на пользователя.
При ресурсно-ориентированном подходе или подходе типа «ресурс как услуга», даже с учетом всех крутых приложений и улучшений в опыте взаимодействия, скорость достижения результатов зависит от четырех факторов:
- со стороны потребителя — возможность привлечь поставщика услуг;
- со стороны поставщика — возможность предоставить ресурс;
- взаимодействие потребителя с ресурсом;
- умение потребителя применить ресурс таким образом, чтобы достичь желаемого результата.
Сравните это с поездкой, в которой, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, используются услуги перевозчика (Uber). Как и в случае с арендой автомобиля, интерфейс взаимодействия Uber является программным. Но помимо этого, сквозной процесс создания результата является программно-управляемым и генерируется поставщиком. Единственное участие пользователя в получении результата состоит в том, чтобы привлечь поставщика и предоставить данные конфигурации (указать пункты отправки и назначения). По сути, пользователь сам превращается в данные для приложения. Ему даже не нужно находиться в машине физически, можно заказать Uber для кого-то другого. Предоставленные данные — триггер, с помощью которого сервис создал результат. Это пример для подражания цифровому бизнесу и ИТ в
Так как же настроить свое ПО таким образом, чтобы оно стало сервисным продуктом?
В рассмотренном выше сценарии Uber предлагает SES с фокусом на результат и при этом он опирается на информацию. И это важно, потому что в SES данные определяют результат: они — новая нефть. Интеграция, применение ресурсов, навыков и т. д. — все это находится на стороне поставщика услуг. Таким образом, скорость, с которой достигается результат, зависит только от двух вещей:
- со стороны потребителя — привлечение поставщика и предоставление необходимой информации;
- со стороны поставщика — возможность предоставить клиенту готовый результат.
Это фокус новой цифровой экономики бизнеса. Благодаря SES лидеры цифрового бизнеса будут продвигать предложения, ориентированные на результат, как это делает Uber. Основное внимание будет уделяться не только приобретению продукта через приложение, но и сервису, который объединяет все необходимые ресурсы и навыки для достижения клиентом желаемого результата.
Виртуальные банки, продовольственные рынки
Помимо Uber имеются и другие успешные примеры реализации SES. Достаточно вспомнить о прогрессе в сфере потребительских банковских услуг. Теперь клиенту больше не нужно идти в банк, чтобы ему оказали услугу на месте — он может получить желаемое, например, депонировать чек при помощи мобильного приложения. Развитие технологии удаленного внесения депозитов (Remote Deposit Capture, RDC ) помогло создать виртуальные онлайн-банки. C SES сливаются товарно-ориентированные рынки.
Достаточно взглянуть на выход Amazon на продуктовый рынок. Фокус компании в основном сосредоточен на сквозных возможностях SES, чтобы обеспечить клиентам максимальное удобство для приобретения товаров. Эта тенденция уже начинает подрывать софтверные компании. Стивен О’Грэйди из RedMonk в своей книге «The Software Paradox» написал, что, хотя ПО является как никогда важным, являясь основой практически всего, чем только пользуется человек, доходы от него постоянно снижаются. Потребители, по его словам, хотят SES (Uber), а не просто ПО как услугу (автомобиль напрокат).
Что это значит для пользователя
В ИТ приложение, как правило, рассматривается в качестве услуги. Для поддержки и улучшения бизнес-процессов ИТ-департамент разрабатывает программные приложения самостоятельно или же распространяет покупные. SaaS — это модель доставки приложений, в которой ПО арендуется и применяется для повышения возможностей бизнеса. В цифровом бизнесе SES — это не просто ПО, а бизнес-продукт, приносящий ценные результаты для клиентов и доход для самой компании.
Недавно CEO Microsoft Сатья Наделла сказал: «Рано или поздно, но софтверной станет каждая компания». В его высказывании кроется мысль, что каждая такая компания нуждается в фабрике ПО. Как следствие, чтобы создать ее, ИТ нужно использовать гибридный подход, который включает в себя как традиционные ИТ-сервисы (приложения и инструменты), так и SES. По-прежнему существует потребность в сервисах, подобных сервисам проката автомобилей. SaaS (арендованное ПО) может применяться для запуска основных производственных процессов. Сервисы IaaS и PaaS станут платформой, используемой разработчиками для создания своих цифровых продуктов.
ИТ-отделы должны предоставлять SES в том виде, в котором это делает Uber. Их достоинства в том, что они ускоряют жизненный цикл разработки, обеспечивают качество продукции и улучшают эффективность инвестиций для бизнес-клиентов.
Как это выглядит на практике? На нашей фабрике ПО есть инструментальная система разработки приложений, которая во многом работает как традиционный ИТ-сервис. Она состоит из набора приложений и инструментов, которые поддерживают программный продукт на протяжении всего его жизненного цикла. Кроме того, мы создали SES для тестирования и сертификации результатов, которые нужны нашим разработчикам. Все ресурсы и возможности, такие как инструменты обеспечения, интегрируются поставщиком — в данном случае нашей фабрикой разработки ПО — и абстрагируются от потребителя.
С чего начать
Исходя из опыта применения SES на нашей фабрике ПО, предлагаю ознакомиться с приоритетными направлениями.
Примите сервисную культуру
Создание сервисной культуры — это минимально необходимый уровень, чтобы выступать на арене SES и быть актуальным в мире цифрового бизнеса. Однако для этого требуется нечто большее, чем традиционный подход к управлению ИТ-услугами (ITSM). Нашей команде потребовалось довольно много времени, чтобы понять, что такое SES и какие сервисы нужны нашему бизнесу от нашей фабрики ПО. Ниже приводятся уроки, которые мы извлекли из нашего опыта.
- научитесь понимать своих потребителей и их цели, чтобы знать, как выстроить их поддержку;
- сосредоточьтесь на том, чтобы ваши фабричные SES обладали сквозным жизненным циклом. Используйте эталонную архитектуру IT4IT в качестве суперструктуры по созданию операционной модели, таксономии и инструментов, необходимых для управления сервисами предприятия;
- выделяйте те области, в которые люди вносят свой вклад и где видны результаты.
Сосредоточьтесь на результатах, используя подходы outside in и inside out
Поработайте с разработчиками продукта над решением внутренней задачи извне (outside in). Это поможет увидеть ее глазами клиентов и понять, с чем они сталкиваются и на какой результат рассчитывают. Определите закономерности в применении вашего продукта, которые затем можно смоделировать в SES, что ускорит результаты его разработки. Например, в наших R&D-лабораториях оказались тысячи запросов по созданию виртуальных сред, поэтому мы рассмотрели варианты их применения с точки зрения разработчика и определили основные шаблоны. После этого мы пришли к созданию двух новых SES, которые позволили разработчикам сэкономить время, чтобы те могли сосредоточиться над доработкой в своих продуктах новых функций и устранением дефектов. Им больше не нужно вникать в детали, связанные с установкой ПО.
Что касается подхода inside out (взгляд на решение проблемы изнутри), то мы создали сервисные системы для результатов проектирования продукта, на основе которых мы создаем SES. Например, мы создали систему предоставления услуг, которая направляет рабочие нагрузки на несколько служб облачного хостинга.
Работайте итеративно: результаты превращают отдельные шаги в движение
Работайте итеративно, выявляя шаблоны и моделируя несколько сервисов одновременно, доводите их до «достаточно хорошего» состояния и быстро внедряйте. Достижение быстрых результатов только способствует внедрению и масштабированию SES, а вместе с этим можно добиться и других позитивных моментов. Например, вы можете восстановить лицензии на оборудование и ПО из неиспользуемых сред и применить их к сервисной системе. По мере того, как люди, процессы и технологии с каждой итерацией совершенствуются, сначала строится хорошее, чтобы со временем оно становилось все лучше и лучше.
Не пытайтесь превратить все в SES
Вооружитесь гибридным подходом. Ваша фабрика ПО должна сочетать возможности традиционных ИТ-услуг и SES. Часто бывает так, что ориентированные на сервис продукты терпят неудачу. Это связано с тем, что люди пытаются навесить на любой продукт ярлык услуги, тогда как на самом деле он ею не является, или недостаточно его проработали. Важно, чтобы у вас сложилось понимание для решения каких проблем и получения каких результатов следует использовать тот или иной подход. Это имеет решающее значение при создании цифровых продуктов и улучшения опыта вашей компании в плане использования SES в цифровом бизнесе.
Например, мы располагаем возможностью управлять консолидацией ЦОДов за счет того, что у нас имеются талантливые инженеры по обслуживанию инфраструктуры, налаженные процессы и инструменты, которые позволяют им действовать с повышенной эффективностью. Но это именно возможность, а не сервис. С другой стороны, у нас есть служба управления исходным кодом, от которой зависят наши разработчики. Они применяют его как сервис, похожий на прокат автомобилей, но для контроля исходного кода. Кроме того, у нас есть SES для тестирования и сертификации, которые работают с данными и автоматически выдают для разработчиков результаты.
Как двигаться вперед
Компаниям-разработчикам ПО и ИТ-департаментам, которые выпускают ПО для внутренних потребностей, следует знать, что переход на SES — это тенденция, которая в течение следующих нескольких лет лишь окрепнет. Это «разрушитель» традиционного рынка ПО. Ваши команды разработчиков ПО не должны фокусироваться исключительно на продаже ПО как SaaS-продукта, хотя, как и в случае с арендованными автомобилями, SaaS-рынок продолжит существовать. Но вам нужно стремиться к тому, чтобы дать клиентам результат, который им нужен, и создавать SES, чтобы они облегчали его получение.
Без сомнений: ваша фабрика ПО должна включать SES. Ваше внимание должно быть сосредоточено на быстром повышении производительности и сокращении времени вывода на рынок цифровых продуктов. Чтобы двигаться вперед, ваша ИТ-служба должны ускориться или вы останетесь вне игры. Помимо этого вам потребуется свежее мышление, смелый подход, работа над своей культурой и структурой. Рассмотрите в качестве своей операционной модели эталонную архитектуру IT4IT, задействуйте внешнее планирование (подход outside in) и внедрите ориентированную на сервисы экосистему. Другими словами, сфокусируйтесь на людях, процессах и технологиях, и вы окажетесь на пути к цифровой трансформации.