Чтобы опередить конкурентов, снизить затраты на привлечение клиентов и повысить свою эффективность, компаниям следует использовать модель «все как услуга», пишет управляющий директор Accenture Strategy Вик Виньяк на портале InformationWeek.
Все больше компаний приступают к цифровой трансформации. В этой связи растет популярность модели «все как услуга» (Everything-as-a-Service, XaaS). Такие корпорации, как Adobe, Workday, LinkedIn и Salesforce, успешно реализовали данную модель, предоставив клиентам возможность на протяжении многих лет использовать приложения в облаках. Для большинства из нас эта модель ассоциируется с подпиской на приложения и развлекательный контент. Но теперь ими дело не ограничивается. Компании видят в ней такие преимущества, как ускорение инноваций и углубление отношений с клиентами, откликаясь на их пожелание о большей гибкости. Компании развертывают новую модель, заменяя ею традиционные способы ведения бизнеса, побеждая в конкурентной борьбе, снижая затраты на привлечение клиентов, повышая свою операционную эффективность и рентабельность, увеличивая доходы и стоимость компании.
Действительно, компании, перешедшие на XaaS, начинают расти в пять раз быстрее и выплачивают акционерам на 7% больше. Ясно, что произошел сдвиг. Если прежде компании фокусировались на разработке наилучших продуктов с лучшими функциями, то теперь они должны совершить переход от ориентации на продукты к организации своей деятельности на базе платформы. Но им следует также мыслить более широкими категориями и трансформировать все — от маркетинга и финансов до корпоративной культуры.
Ниже приводятся восемь наиболее важных рекомендаций, которые компаниям надлежит реализовать, отталкиваясь от своей платформы, чтобы успешно расти с помощью XaaS:
- проверьте финансовые возможности рынка, их влияние на экономику и клиентов компании. Подготовьте сценарии использования, обоснование общего объема инвестиций и поэтапный план, чтобы ваша новая стратегия создания продуктов привела к положительным финансовым результатам. Не беда, если вы помешаетесь на метриках, чтобы продемонстрировать экономический эффект и оценить доступность и использование платформы;
- используйте в своей сети людей разного типа. Теперь ваша сеть или экосистема становится более открытой и обширной и может привлечь более широкий круг лиц. Ваши продукты и платформа должны быть интуитивно понятны, привлекательны и просты в использовании для любой аудитории. Проявляя понимание забот и тревог каждого из этих людей, используя в маркетинге симпатию к ним, можно получить эффект мультипликатора, который быстро масштабируется и позволяет всем конечным пользователям применять вашу платформу и становится более лояльными;
- решайте проблемы. Ваша платформа будет иметь ядро возможностей/сервисов, в использовании которых клиенты заинтересованы больше всего. Но важно дифференцировать их по уникальным проблемам, которые она решает. Необходимо позаботиться, чтобы ваши продукты отвечали конкретным потребностям. Это будет иметь огромное значение для создания вспомогательных сервисов и решений;
- обеспечьте безопасность и конфиденциальность. В модели «как сервис» все является открытым и публичным, что позволяет создавать новые инновационные приложения. Это осуществляется через API, или интерфейсы протоколов приложений. Делая больше ваших API публичными или открывая их код, вы позволяете большему числу разработчиков создавать новые восхитительные приложения на вашей платформе. Однако к этому следует переходить лишь после того, как будет обеспечена защита конфиденциальных данных. И каждый открываемый API должен предварительно пройти тщательное тестирование;
- стремитесь к долгосрочной устойчивости, а не к краткосрочным компромиссам. Все, от продуктов на базе платформы до новых процессов, нуждается в долгосрочном стратегическом видении, которое отдает предпочтение долгосрочным возможностям перед быстрыми краткосрочными выигрышами;
- сосредоточьтесь на обслуживании клиентов. Независимо от того, как развивается ваша платформа, она должна обеспечивать наилучшее обслуживание клиентов, какое только возможно, и интуитивно понятно реагировать на запросы клиентов. Сейчас клиенты требуют обслуживания по формуле 24×7, и вам следует быть к этому готовыми;
- оптимизируйте за счет использования различных моделей монетизации. Плата может взиматься в виде доли дохода, за подписку, интенсивность потока вызовов, премиальный доступ, монетизацию данных и т. д. Ваш способ монетизации может меняться по мере масштабирования платформы. А сначала вы возможно будете лишь платить разработчикам за создание API;
- стимулируйте изменение культуры. Переход будет успешным, только если он будет принят и поддержан всеми командами внутри компании и вне ее. Он должен стать частью ДНК компании.
Время все переосмыслить
При переходе от традиционного бизнеса с использованием оборудования и ПО к бизнесу на основе XaaS должны измениться практически все потребности компании. Приведенные выше рекомендации показывают, как компаниям начать думать о переходе. Для его успешного осуществления часто необходимы инвестиции и изменение операционной модели, стратегии вывода на рынок, технической архитектуры и компетенций ваших команд.