В своем отчете «State of AI in the Enterprise-2020» консалтинговая компания Deloitte рассказывает о том, с какими трудностями сталкиваются пользователи при внедрении ИИ и для чего он им нужен.

Безусловно, 2020 г. был полон потрясений, и большинству компаний пришлось временно отложить реализацию приоритетных задач. Но когда они вернутся к «новой нормальности», то наверняка проведут переоценку планов на оставшийся год и, заглянув в будущее, возможно, решатся реанимировать программу ИИ и будут использовать ее для инноваций и получения конкурентных преимуществ в будущем. К моменту, когда компании готовятся к возвращению к новым условиям для бизнеса, как раз подоспел третий ежегодный отчет Deloitte о состоянии ИИ на предприятиях.

По словам Бины Амманат, исполнительного директора нового Deloitte AI Institute, который компания открыла в июне, большинство организаций можно разделить на три группы по уровню применения ИИ. К первой группе относятся те, что только начинают знакомство с ИИ с пилотных проектов PoC (Proof of Concept). Они пришли к выводу, что им нужно найти способы для лучшего применения скопившихся данных, и теперь пытаются изобрести новые продуктовые линейки или сэкономить на затратах.

«Вторая группа — это наиболее активная группа, которая занимается внедрением ИИ, — сказала Амманат. — Они обладают несколькими PоC и работают над масштабированием пилотных проектов. И у них есть проект, который запускается в коммерческую эксплуатацию». Миновав стадию внедрения, они сталкиваются с новой проблемой — им нужно изучить возможные риски.

В третью группу входит совсем немного компаний, которые внедрили ИИ в каждую свою функцию. По словам эксперта, это касается не только продуктов, но и HR-службы, финансового департамента и любых других аспектов работы компании.

Трудности

Одна из проблем с инициативами организаций в области ИИ заключается в том, что в этой сфере нет единого лидера. «Специфика технологии варьируется в зависимости от отраслевой принадлежности», — сказала Амманат. На внедрение проекта могут повлиять регуляторные нормы, правила и ряд других факторов. Подыскивая собственные сценарии применения ИИ и общую программу, многие организации изучают не одно, а сразу несколько вариантов решения. Например, предприятия могут найти университет или группу экспертов, которые работают над аналогичной проблемой. Если это возможно, они могут подключиться к ним, чтобы быстрее найти решение. Создавая это решение, организации также могут столкнуться с выбором: нанять сторонних сотрудников, взрастить своих или заключить партнерство с другой компанией.

Современное состояние ИИ на предприятиях

В исследовании Deloitte приняло участие 2737 ИТ- и бизнес-руководителей компаний. Как показали его итоги, практически все организации используют ИИ для повышения эффективности. Компании, которые уже успешно внедрили ИИ, задействуют его для создания конкурентных отличий. Опрос также показал, что ИИ-пользователи, как правило, предпочитают покупать готовую технологию, а не создавать ее с нуля. Они считают, что наилучшая ИИ-технология — ключ к конкурентному преимуществу.

Один из участников опроса заявил, что распространение платформ ИИ придало импульс рынку и теперь компаниям не нужно начинать все с нуля, они могут опираться на то, что построил предыдущий исследователь. Поэтому в течение следующих нескольких лет организации будут стремительно развиваться.

Что касается основных ИИ-инициатив для повышения конкурентного преимущества, то предпочтения респондентов распределились следующим образом: первое место с 20% заняли проекты по модернизация инфраструктуры данных для ИИ; 19% задались целью внедрить новейшие и лучшие технологии; 17% сделали свой выбор в пользу облачных сервисов и возможностей; 16% занялись развертыванием платформ для работы с данными (Data Science) и платформ разработки ИИ; 14% развивают партнерские отношения, которые помогут быстрее реализовать инициативы ИИ.

Влияние COVID-19

Несмотря на то, что из-за кризиса, вызванного коронавирусом, многие организации сократили инвестиции в некоторые области ИТ, это никак не отразилось на развитии ИИ-проектов. «Пандемия еще больше их ускорила, — сказала Амманат. — Я не думаю, что она изменила путь, которым движется ИИ».