Accenture выпустила отчет «Technology Vision 2020» в феврале, но затем COVID-19 нанес неожиданный удар.Компании пришлось пересмотреть свои выводы с учетом последствий пандемии, сообщает портал InformationWeek.
Помните февраль? Тогда мир был нормальным. В начале 2020 г. ваши компания, знакомые и семья строили планы на этот год, но многим из них не суждено было сбыться. На глобальном уровне это касается, к примеру, летних Олимпийских игр. По сути, никто не ожидал того, что нечто помешает воплотить в жизнь запланированное.
Accenture опубликовала свой отчет «Technology Vision 2020» еще в феврале. В нем говорится о «techlash» — технологическом столкновении между цифровыми продуктами и услугами сервисных компаний, а также о различных ожиданиях потребителей, общества и бизнеса. Но затем разразилась пандемия COVID-19 и все изменилось. Многим людям и компаниям пришлось, реагируя на этот кризис, отложить или вовсе отменить свои планы. Из-за этих событий Accenture пришлось пересмотреть свой отчет, чтобы внести в него коррективы по поводу того, как пандемия изменила деятельность предприятий, общества и отдельных лиц в этом году. «Это меняет вещи, но не так, как мы ожидали, — говорит управляющий директор Accenture Technology Vision Майкл Бильц. — Мы являемся свидетелями быстрых изменений, которые происходят одновременно и сразу во многих местах».
Например, социальное дистанцирование и ношение масок оказало стремительное влияние на поведение потребителей. Появились новые вопросы по поводу модели работы людей, сказал Бильц, указывая на значительное снижение использования общественного транспорта в Китае, хотя он считается неотъемлемым средством передвижения людей как до работы, так и для путешествий, деловых встреч и т. д. в городах по всему миру. Это всего лишь несколько примеров того, как одновременно меняются многие потребительские модели поведения. По мере того, как это происходит, мы вступаем в мир, где многие цветущие экономики перерождаются в увядающие.
Бич технологий и кубик Рубика
«Совершенно необычно, что все произошло так быстро», — сказал Бильц. Все перевернулось с ног на голову. По словам Бильца, в последние 20 лет предприятия были лидерами и действовали на опережение, предлагая потребителям новые продукты, услуги и технологии, но затем потребители и экономика начали внезапно меняться, причем быстрее самих предприятий. «Сейчас мы находимся в уникальной точке, где наверстывать упущенное приходится в основном бизнесу», — добавил он. В ситуации экономического спада, который вызван естественными причинами, компании становятся консервативными, но в случае с пандемией они осознали, что оказались за бортом и им нужно реагировать на новую ситуацию.
«Результатом станет настоящее ускорение инноваций», — сказал Бильц. Во-первых, меняется направление инвестиций. Например, сотрудники продуктовых магазинов будут регулярно дезинфицировать поверхности. Появятся изменения в инфраструктуре, такие как защитные экраны из плексигласа, напольная разметка, показывающая людям, где стоять. Вдобавок к этому произошло много изменений в цепочке поставок. По словам Бильца, за последние четыре месяца количество покупок в онлайн-магазинах увеличилось на 60%, и теперь большая часть бизнеса будет вестись в цифровом формате и с помощью мобильных устройств.
«Мы видим много компаний, которые хотят изменить свой бизнес, — сказал Бильц. — Им нужно вводить новшества, чтобы понять, как заново сложить кубик Рубика». К счастью, за последние 10 лет многие компании уже инвестировали значительные средства в цифровую трансформацию. «Быстрые изменения — это своего рода стресс-тест для компаний, которые пытаются стать более гибкими», — подчеркнул эксперт.
Коррекция курса
Некоторые компании заинтересовались теми областями, которые помогли бы продвигаться быстрее, например, робототехникой и облачными вычислениями. Если они еще не инвестировали в них, то теперь наверстывают упущенное. В целом организации довольно неплохо отреагировали на кризис, поведал Бильц. Например, многие ритейлеры смогли быстро переключиться на доставку товаров на дом. Кроме того, за несколькими заметными исключениями, такими как дезинфицирующие средства для рук и маски, цепочки поставок также хорошо отреагировали на кризис, не допустив большого дефицита предметов первой необходимости.
Подъем цифровых технологий
Организации осознали, что чем быстрее они отреагируют на изменения рынка, тем для них лучше, сказал Бильц. Понимание и терпение в начале кризиса проявили и потребители. «Но сейчас у компаний осталось немного места для маневра с клиентами», — сказал он.
С другой стороны, потребители, которые были сдержанными в плане освоения технологий, сейчас наверстывают упущенное. Бильц сказал, что теперь его родители заказывают еду через приложения и смотрят фильмы на Netflix: «В какой-то момент они вдруг стали намного более технологически подкованными. Кроме того, теперь у каждого желающего имеется гораздо больше времени, чтобы обрести новые знания, но также людям приходится мириться с множеством мелких неудобств».
«Уверен, что их терпение небесконечно», — говорит эксперт. Потребителям не нравятся ожидание и дефицит, в то же время они рассчитывают, что смогут делать многие вещи в цифровой форме. К числу технологий, которыми желают овладеть организации, относятся беспилотные машины и дроны для бесконтактной доставки еды и товаров потребителям. Несмотря на то, что эти технологии еще проходят обкатку, пандемия доказала их востребованность.
Большинство организаций сейчас все еще находятся на этапе реагирования на масштабы изменений. «Я думаю, что люди осознают — мы находимся на ранних стадиях реагирования на пандемию, которая, судя по всему, окажет долгосрочное воздействие на общество, — сказал Бильц. — COVID-19, вероятно, будет существовать гораздо дольше, чем мы все ожидали. Также будут иметь место и экономические последствия. Мы не знаем, когда это прекратится».
Корпоративный самоанализ
Пандемия превратила этот аспект в новый фокус для бизнеса. «Я не просто предоставляю клиентам продукты и услуги, я несу ответственнсть перед ними и моим персоналом, и важно, какие ценности я продвигаю в общество, — сказал Билтц. — Компании работали над этим до COVID, но пандемия привлекла к этому вопросу особое внимание». Все изменения в сфере В2С затронут и B2B, а в связи со сбоями в цепочках поставок возникает необходимость в большей гибкости и других улучшениях. К примеру, компании может понадобиться найти новых поставщиков или обзавестись новой машиной для завода.
Некоторые инициативы, с которыми компании не слишком спешили, ускорятся. Роботы будут применяться не только на производственных предприятиях, но и для выполнения таких работ, как, к примеру, инвентаризация товаров в местном супермаркете. В медицинских учреждениях появятся новые ультрафиолетовые лампы. Бильц сказал, что эти новые технологии не возникнут ниоткуда. COVID придаст огромный импульс всем технологиям, которые только начали развиваться. «Через несколько лет мы оглянемся на это время и увидим, что это был период огромных перемен, — заключил Бильц. — И я думаю, что многое из происходящего пойдет на пользу. COVID — ужасная вещь. Но мы впервые видим огонь, который воспламенил компании изнутри независимо от отрасли, и теперь они стали более старательными по отношению к клиентам, которых они обслуживают».