Старший вице-президент по бизнес-операциям и управлению продуктами Couchbase Скотт Андерсон рассказывает на портале Information Age о преимуществах сервиса облачных баз данных (Database-as-a-Service, DbaaS) и о препятствиях, которые мешают его более широкому внедрению.
После нескольких непростых лет усилия организаций в области цифровой трансформации начинают приносить плоды. Благодаря успешному внедрению цифровых проектов многие из них заметили значительные улучшения в работе конечных пользователей. Несмотря на то, что это отличная новость для организаций и их клиентов, не обошлось без проблем. Каждый новый цифровой проект основан на данных, причем на их больших объемах. Согласно прогнозам Cloudinary, к 2025 г. человечество будет ежедневно генерировать огромный объем данных — 463 млрд. Гб, и все они должны быть агрегированы и подготовлены к применению.
Критически важным для использования этих данных и создания инновационных приложений и услуг, которые все чаще требуются конечным пользователям, является наличие правильной инфраструктуры баз данных. Потребность в ней проявилась в виде популяризации DbaaS. Как и любое другое облачное предложение, DBaaS обладает как огромными преимуществами, так и уязвимыми местами, к примеру, отсутствием гибкости ценообразования или риском вендорлока (привязки к одному поставщику). Как показывают исследования, спрос на облачные БД продолжает расти, и это способствует тому, что в течение следующих пяти лет рынок DBaaS вырастет на 69%. Несмотря на это, организациям будет сложно воспользоваться всеми преимуществами служб облачных БД, если они не смогут разобраться с узкими местами сервиса.
DbaaS — правильный выбор?
Выбор предприятий в пользу облака при решении проблем с БД очевиден — DbaaS обладают высокой масштабируемостью, позволяют по мере необходимости автоматически вводить или выводить из эксплуатации инстансы (экземпляры) БД и гарантировать, что организация всегда обладает необходимыми ресурсами для своих нужд. Кроме того, поскольку управление БД остается в ведении поставщика DbaaS, внутренние ИТ-команды могут сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего — на трансформации бизнеса. Возможно, самое главное преимущество DbaaS состоит в том, что он предлагает гораздо больший уровень гибкости, чем онпремисные БД. Когда организации требуется развернуть новые службы или приложения, DbaaS может предоставить новые базы данных по запросу за считанные минуты, а не за недели или даже месяцы. Он может оказаться жизнеспособной альтернативой для организаций, которым необходимо сбалансировать инфраструктуру, состоящую из устаревших БД и для которых добавление новых технологий может быть сложной, дорогостоящей и трудоемкой задачей.
Почему трава не всегда зеленая
Несмотря на множество факторов, стимулирующих спрос на DBaaS, некоторые ранние пользователи так и не сумели получить значительных выгод от развертываний облачных БД. Начать с того, что организации сталкиваются с вендорлоком — поставщики облачных услуг навязывают клиентам собственные решения. В результате организациям приходится вынужденно прибегать к базовой инфраструктуре конкретного поставщика, даже если у них имеются подходящие или более экономически выгодные варианты. Кроме того, если компания захочет воспользоваться услугами альтернативных провайдеров, ей потребуется изменить свою исходную БД, что в свою очередь потребует изменений в приложении.
Что еще более важно, предлагаемый многими поставщиками DbaaS «пакетный» подход на деле оказывается дороже, чем первоначально выглядит. С одной стороны, объединение технологии БД наряду с функциональностью управления и базовой инфраструктурой кажется привлекательнее с точки зрения учета расходов, потому что предприятию приходится оплачивать только один счет, но, с другой, его цена слишком высока — за удобство приходится платить, а это значит, что такая негибкая модель подойдет не каждой организации. Поскольку технология БД, управление и базовая инфраструктура предлагаются как часть единого пакета, организации не могут приобретать инфраструктуру у облачного провайдера напрямую и вынуждены прибегать к услугам посредников. Таким образом, они лишены возможности выбирать из нескольких моделей ценообразования, предлагаемых облачными провайдерами и платят ту цену, которую устанавливает поставщик DBaaS.
Возврат контроля
Хотя эти проблемы вряд ли сдержат динамику роста рынка DBaaS, они постоянно разочаровывают предприятия из-за отсутствия у них гибкости и контроля над своими данными. Последнее особенно важно, потому что большинство решений DBaaS спроектированы таким образом, чтобы плоскость данных (data plane) — область, где обрабатываются запросы данных — находилась в облаке поставщика DBaaS, а не в организации. Во многих случаях организации сталкиваются с отсутствием желаемого уровня контроля над своими данными, полагаясь в этом вопросе на поставщика DbaaS. Нет ничего удивительного в том, что организации ожидают большего от предлагаемых решений DbaaS, надеясь, что рано или поздно появятся такие решения, которые предоставят им возможность выбрать базовую облачную инфраструктуру любого поставщика облачных услуг.
Они также рассчитывают на свободу выбора, когда они смогут приобретать технологию БД, функциональность управления и облачную инфраструктуру по отдельности, что позволит им подобрать для себя наиболее выгодную цену. Важно отметить, что при выборе DBaaS-поставщика предприятие вправе требовать полный контроль над плоскостью данных, а не доверять ее поставщикам DBaaS, положив конец зависимости от них с целью добиться повышения производительности, низкой задержки и безопасности. По мере приближения организаций к цифровой зрелости, они сталкиваются при развертывании DBaaS с проблемами, которыми со временем станут ощутимее. Если пользователи не будут подходить к реализации DBaaS с заботой о своих правах, концепция DBaaS никогда не реализует свой огромный потенциал.