Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил данные об уровне цифровизации здравоохранения и востребованности населением электронных государственных услуг в этой сфере.
В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одним из приоритетных направлений развития страны названа цифровая трансформация, связанная с достижением «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения. Поставлена задача увеличения доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%. К необходимым условиям достижения национальной цели можно отнести:
- наличие в медицинских организациях доступа к интернету, позволяющего эффективно взаимодействовать с коллегами и пациентами;
- обеспеченность цифровыми технологиями для лечения и предупреждения болезней, систематизации внутренних процессов;
- повышение качества и доступности медицинских услуг, в том числе с применением новых технологий.
К началу 2019 г. доступ к интернету имели практически все медицинские организации (96,5%); 86,5% — вели свой веб-сайт или страницу в Сети; треть (36%) — пользовались облачными сервисами. Что касается качественных характеристик интернет-доступа, то свыше половины медицинских организаций оснащены интернетом со скоростью передачи данных от 2 до 30 Мбит/с, каждая третья — выше 30 Мбит/с.
На решение задач информационной поддержки деятельности медицинских организаций, в том числе оказание медицинской помощи и обеспечение доступа граждан к электронным услугам, нацелен федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».
В рамках проекта, по данным Минздрава России, в 2019 г. по всей стране организовано более 725 тыс. автоматизированных рабочих мест медицинских работников, подключенных к медицинским информационным системам (целевой показатель — 700 тыс.). Медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающие информационное взаимодействие с ЕГИСЗ, использовали две трети (65,6%) структурных подразделений медицинских организаций (целевой показатель — 63%). Преемственность оказания медицинской помощи гражданам путем организации информационного взаимодействия с централизованными подсистемами государственных информационных систем (ГИС) в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечивали четверть (24,3%) подразделений (целевой показатель — 24%); 14% — осуществляли межведомственное электронное взаимодействие с учреждениями медико-социальной экспертизы.
Доступ граждан к электронным медицинским документам в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг (функций) (ЕПГУ) предоставляли 5,3% медицинских организаций. Численность граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в личном кабинете, достигла в 2019 г. 10.3 млн чел., что в 2,8 раза превышает значение 2018 г. (3,7 млн чел.).
Включенность в единое цифровое пространство и онлайн-доступность медицинских организаций способствовали распространению телемедицины. В 2019 г. было проведено 679 тыс. телемедицинских консультаций (консилиумов), из них 104 тыс. — консилиумов врачей, 385 тыс. — консультаций пациентов, по результатам которых проведена их госпитализация. По сравнению с 2018 г. число онлайн-консультаций возросло в
Услуги в сфере здравоохранения остаются самыми востребованными среди государственных электронных услуг, существенно (на треть) опережая по численности пользователей услуг в сфере налогов и сборов (являющихся вторыми по востребованности среди госуслуг). В 2019 г. 40% взрослого населения страны, или 43,7 млн чел. в возрасте
Опыт работы медицинских организаций в период пандемии подтвердил необходимость комплексной цифровизации и повышения уровня цифровой зрелости системы здравоохранения. Практика применения сетевых технологий и телемедицины в случае невозможности получения офлайн консультаций и диагностики выявила узкие места в цифровизации здравоохранения и позволила определить направления перестройки организационных схем электронного взаимодействия с учетом новой реальности.