Руководитель CIO Center of Excellence консалтинговой компании KPMG Стив Бейтс обсуждает на портале Information Age новую волну цифровой трансформации бизнеса, которая возникнет после COVID-19, и как CIO следует к ней готовиться.

Еще полгода назад технологические руководители во всем мире изо всех сил стремились «вписаться» в ускоряющийся темп цифровых процессов. Затем мир накрыл зловещий COVID-19, и им стало не до этого. В самый разгар кризиса им пришлось пересмотреть приоритеты, сосредоточившись на выживании бизнеса, но сегодня многие из «старых» императивов — эффективность, безопасность, инновации, понимание ситуации — вернулись, чтобы помочь компаниям перестроить свой бизнес. Но, как показывает проведенный в этом году Harvey Nash и KPMG опрос CIO, ситуация на рынке стала заметно более сложной, чем раньше, виной всему — скорость изменений. Помимо этого в нем говорится, что глобальная пандемия стала причиной одной из самых больших в истории волн инвестиций в технологии.

Исходя из модели реорганизации бизнеса, которые потребуются организациям, чтобы вернуться к нормальной деятельности, их можно разделить на четыре основные группы. Тем не менее, предприятия, которые обладают несколькими региональными представительствами или направлениями деятельности, вполне могут попасть сразу в несколько групп по причине сложностей, возникших из-за пандемии.

Полный сброс

Компании, которые входят в группу под названием «Hard reset» («полный сброс»), а это около 7% всех предприятий, окажутся в затруднительной ситуации, и им, вероятно, потребуются деньги и новые стратегии, чтобы приспособиться к новой реальности. Компании из этой группы в основном принадлежат к сфере недвижимости, отдыха, путешествий, гостиничного бизнеса, транспортных услуг. Они пытаются оправиться от последствий COVID-19, который привел к постоянно снижающемуся спросу, нехватке капитала для преодоления продолжительной рецессии или неудачной реализации предыдущих проектов в области цифровой трансформации. Без четкой стратегии с упором на снижение затрат и устранение неэффективности, компаниям из этой группы, скорее всего, будет сложно оставаться жизнеспособными.

Действия CIO:

  • незамедлительной мерой выживания для ИТ-департамента является сокращение затрат и изменение первоначальных требований, что потребует значительных изменений в операционных моделях бизнеса и ИТ;
  • необходимо разработать реальный, осуществимый план для обеспечения устойчивой оптимизации затрат;
  • придется встать перед трудным выбором по части формирования персонала: какие оптимальные рабочие задачи следует сохранить, что можно автоматизировать, что передать на аутсорсинг и чем лучше пользоваться в качестве управляемой услуги.

Трансформироваться, чтобы возродиться

Это, несомненно, основная модель восстановления, которая подойдет большинству предприятий в разных секторах и географических регионах. Предполагается, что природа их бизнес-модели по-прежнему жизнеспособна, но изменится сам способ взаимодействия с клиентами. Как показывает исследование, основным технологическим приоритетом стала операционная эффективность, тогда как улучшение взаимодействия с клиентами вышло на второе место. Возникла настоятельная необходимость в соответствующей трансформации операционных моделей и пересмотре ожиданий в отношении того, как клиенты будут взаимодействовать, покупать и потреблять продукты и услуги. Потребуются значительные инвестиции для внедрения таких технологий, как искусственный интеллект, платежи, интегрированные платформы и автоматизация.

Действия CIO:

  • инициативы нужно распределить таким образом, чтобы их приоритеты были согласованы с важными результатами для бизнеса и клиентов;
  • программа трансформации ИТ должна быть охватывать работу всего предприятия и избегать неоптимизированных или дополнительных инвестиций;
  • ключевое значение будет иметь создание современной цифровой магистрали и технических возможностей с использованием облачных и возникающих технологий. Почти половина респондентов утверждает, что пандемия необратимо ускорила цифровую трансформацию и внедрение новых технологий;
  • многие организации привязаны к специализированным или устаревшим операционным ИТ-инструментам. Очень важное значение сегодня имеет модернизация стека приложений с использованием платформ типа Low-code/No-code и современных API.

Модифицированный бизнес как обычный

Пандемия затронула практически все секторы экономики, компании или регионы, но для некоторых оно было менее драматичным. В рамки этой группы вписываются такие «незаменимые» структуры, как правительственные организации, коммунальные предприятия или компании, предоставляющие финансовые услуги. Безусловно, они пострадали от последствий пандемии, но по мере оживления потребительского спроса они будут восстанавливаться быстрее, чем другие организации. Они наверняка учли изменения в плане того, как клиенты хотят с ними взаимодействовать, поэтому им необходимо ускорить цифровую трансформацию.

Действия CIO:

  • наметился взрывной рост новых приложений на стороне фронт-офиса, аналитических решений и облачных платформ, но далеко не все компании придают значение их устойчивости, поддержке, стоимости и интеграции. Когда необходимо сделать трудный выбор, им следует различать, что такое «хорошие затраты» и что такое унаследованные инвестиции;
  • понимание меняющихся потребительских предпочтений имеет решающее значение, но одних только внутренних наборов данных будет недостаточно. Необходимы внешние инструменты, использующие машинное обучение и обработку естественного языка;
  • чтобы реагировать на ожидания клиентов и работать с рыночной скоростью, ИТ-отделам необходимо развиваться намного быстрее, чем в прошлом, задействуя современные решения для доставки, то есть переходить от проектов к продуктам, активизировать гибкие способы работы, а также заниматься автоматизацией основных ИТ-процессов на протяжении всего жизненного цикла технологии.

Подъем

Некоторым организациям во время пандемии посчастливилось столкнуться с ростом потребительского спроса. Тем не менее, компаниям, входящим в группу под названием «Подъем», необходимо поддерживать свой рост. Одна из серьезных проблем — быстрое масштабирование для удовлетворения растущего спроса, не теряя при этом связи с меняющимися предпочтениями клиентов и рыночными условиями. С точки зрения ИТ это означает ускорение цифровой трансформации бизнеса и понимание пользовательских желаний и моделей с помощью расширенной аналитики, автоматизации цепочки поставок и устранение в ней слабых мест, быстрого внедрения современных методов работы и автоматизации большей части задач как в ИТ, так и в целом в бизнесе предприятия.

Действия CIO:

  • масштабирование возможностей ИИ имеет важное значение для ускорения стратегий интеллектуальной автоматизации, управления затратами, роста, взаимодействия с клиентами и политик регулирования рисками;
  • чтобы ускорить внедрение новых технологий, необходимо рационализировать и расширить права лиц, ответственных за принятие решений и управление инвестициями в технологии;
  • внезапный рост может стать проблемой, приведя к тому, что ИТ-операции перестанут поспевать за ним. Чтобы этого не произошло, к управлению ИТ-услугами необходим комплексный подход, который предусматривает готовые корпоративные решения.

Принимая вызов

Важнейшая задача — сосредоточиться на том, что действительно важно для производительности бизнеса, и понять, как ИТ могут это реализовать. Как сбалансировать управление затратами с повышением производительности? Этот вопрос возникает у CIO при любом сценарии. Естественно, те, кто обладает зрелыми техническими возможностями, то есть цифровые лидеры, окажутся в выигрышном положении. Одним из последствий кризиса станет расширение разрыва между организациями-лидерами и остальными организациями. KPMG обнаружила, что в отличие от «обычных» CIO лидеры цифровых технологий в ответ на COVID-19 сделали дополнительные инвестиции в технологии, особенно в таких областях, как ИИ, машинное обучение, распределенное облако и автоматизация. Хорошая новость заключается в том, что многие из императивов для CIO остались прежними. Одним из основных является понимание конкретного пути восстановления вашей организации, чтобы повысить конкурентоспособность в условиях новой реальности.